• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Христиан Розенкрейц: мистерия и реальность

Главная / Книги и периодика / Журнал "Пентаграмма" / 1995, №1, с. 3

Христиан Розенкрейц: мистерия и реальность

По некоторым источникам корни философии Розенкрейца уходят к учениям индийских браминов, Египетским и Элевсинским мистериям, верованиям персидских магов, духовной школе Пифагора. Учение розенкрейцеров является частью вневременного Универсального Учения, лежащего в основе всех мировых религий и школ мистерий в их изначальной форме. Кроме того, в истории мы можем увидеть целый ряд более-менее схожих школ, таких как неоплатоники, ессеи, первые христиане, альбигойцы. При ближай­шем ознакомлении с философией и учением этих групп у них можно найти общую точку от­счета и единство сути послания, которое исповедовали и провозглашали их последователи. Только форма и язык всегда приспосабливались к времени и обстоятельствам.

Манифесты

Свет Универсальной Истины всегда сиял во тьме, но экзотерические учения различных религий не могли и не хотели его допус­тить. Снова и снова предпринимались усилия искоренить освобождающее Универсальное Учение, которое осуществляли в своей жизни и распространяли неболь­шие группы верных последователей.

В качестве примера того, как Универсальное Учение было представлено    людям,     мы  возьмем Христиана Розенкрейца. Имя Христиана Розенкрейца впервые появляется в так называе­мых Манифестах ордена Розенк­рейца, изданных в 1614 — 1616 гг. В этих книгах содержится то немногое, что известно о Христиане Розен-крейце. Их автором считается Иоганн Валентин Андреэ. Он родился в 1586 году в Герренберге (южная Германия) в семье священника, изучал богословие в университете города Тюбингена, где в то время был особенно силен дух Возрождения. При поддержке герцога Вюртенбергского в университете собралась группа уче­ных: алхимиков, врачей, астрологов и других. В таких обстоятельствах представления некоторых мыслителей и философов неизбежно пошли дальше общепринятых, чем и вызвали не­удовольствие своих монархов и покровителей. Андреэ принял участие в публикации памфлета, который был не благосклонно принят герцогом, поэтому ему пришлось покинуть Тюбинген и пуститься в путешествие по Италии, Швейцарии и Франции. Странствуя таким образом, он познакомился со многими выдающимися мыслителями своего времени. Позже Андреэ возвратился в Германию и получил место священника. Это время — начало семнадцатого века — характеризуется сильным стрем­лением к социальным реформам и глубокой внутренней потребностью духовного возрождения. Но это было также и время великих опасностей: начиная с 1618 года от войны и насилия в Германии погибло множество людей.

Находясь на вершине этого реформаторского движения, Иоганн Валентин Андреэ понимал опасности своего времени. С помощью близких друзей три манифеста братства Розенкрейца обрели свою окончательную форму: "Fama Fraiernitatis" ("Зов братства Розенкрейца"), "Confessio Fraternitatis" ("Исповедание братства Розенкрейца") и "Алхимическая Свадьба Христиана Розенкрейца". Хотя появление в свет этих произведений отмечено 1616 годом, установлено, что их содержание значительно древнее. Оно представляет людям Универсальную Истину и Послание, обращенное к каждому человеку, который может ее понять независимо от времени, в котором он живет. Конечно, у Андреэ имелись и враги, считавшие "Алхимическую Свадьбу" просто забавной историей. Форма повествования этого произведения дает достаточно поводов для такого суждения. Эта форма была выбрана намеренно для того, чтобы защитить работу и Пос­лание, скрытое в ней, и привести врагов в заблуждение. Это подтверждается и девизом книги: "Не бросай жемчуга перед свиньями и роз перед ослами". Это предложение не оставляет никаких сомнений в том, что содержание не предназначено для тех, кто не понимает и не знает. Те, кто знают, воспринимают Андреэ как факелоносца, чей Свет сияет во все стороны.

В "Fama Fraternitatis" мы находим нечто вроде жизнеописания Христиана Розенкрейца, основателя ордена Розенкрейца. Но в нем можно найти и совершенно иной смысл. В книге говорится, что Христиан Розенкрейц родился  в 1378 году в дворянской немецкой семье, жившей в нужде. Достигнув шестнадцати лет, он отправляется вместе с одним братом паломником в Иерусалим. Однако они останавливаются на Кипре, где спутник Христиана умирает. Далее описываются многочисленные испы­тания, продолжение путешествия и великая мудрость, накопленная Христианом Розенкрейцем благодаря встречам со многими учеными Малой Азии и северной Африки. Со всеми своими "сокровищами" Розенкрейц возвращается в Испанию, ожидая, что "ученые Европы" с благодарностью примут его необычные духовные сокровища. Вместо этого его ожидает насмешка.

Усталый, но не павший духом, Христиан Розенкрейц возвращается в Германию. Там он вместе с другими братьями строит дом, чтобы проводить в нем встречи. С этого дня они решают больше не распространять мудрость, а исцелять больных.

рис_стр05 Алхимическая трансформация

Кем же был в действительности Христиан Розенкрейц и что означают для нас превратности его судьбы? Основатель современной Школы Розенкрейца Ян ван Райкенборг пишет: "Кем был или, точнее, кем является Христиан Розенкрейц? Он является фигурой исторической, но и очень современной; Христиан Розенкрейц остается вчера и сегодня таким же! Он — прототип истинного, изначального человека, последователя Христа, человека, который является истинным христианином, освободившим Христа в себе и идущим путем Креста в силе Розы! Он превратил Крест Христа в победу. Поэтому он розенкрейцер, Христиан Розенкрейц.

Мы говорим о прототипе, о при­мере, потому что каждый человек должен будет когда-то встать на этот путь следования Христу. На путь, который приведет его назад в Отчий Дом. Этот Путь освобождения, по которому должен идти человек,— Крестный Путь. Крест — это встреча двух силовых линий, расположенных перпендикулярно одна к другой. Это горизонтальный силовой поток диалектической жизненной сферы, нашего жизненного поля, и вертикальный силовой поток, исходящий из божественного порядка, разрезаю­щий тьму этого диалектического со­стояния жизни. Это и есть тот "Свет, сияющий во тьме", о котором говорится в Евангелии от Иоанна. Стол­кновение этих двух силовых потоков в человеке может, даже должно вы­звать полное изменение, трансформацию, алхимическую трансформацию. Но это может произойти только тогда, когда Роза в сердце действительно способна ощутить прикосновение Света, восприимчива к нему и в состоянии среагировать. Роза — это скрытый принцип, дремлющий в человеке; на его основе может осуществиться возвращение в Отчий Дом. Этот принцип необходимо соединить   с   истинной,   изначальной жизненной сферой, со сферой бессмертия. Крестный Путь трансфигурации должен освободить Розу. Это означает постепенную замену старого, известного человека, живущего за счет сил диалектической жизненной сферы, абсолютно новой формой про­явления, построенной с помощью си­ловых потоков божественной жизненной сферы. Этот процесс можно совершить  только  постепенно.   Мы называем это "прохождением Пути", или "Путем Розенкрейца". Это про­цесс возрождения! Работа должна проходить в силе Христа, то есть в электромагнитной силе Универсаль­ной Жизни. Поэтому человек, иду­щий этим путем и завершающий его, является Христианом Розенкрейцем. Как в прошлом, так и в настоящем. Мы сможем назвать себя розенкрейцерами, когда пройдем этот Путь до конца. Мы становимся розенкрейце­рами, когда начинаем этот Путь. И тот, кто начинает идти по Пути, конечно, получает опыт. Для такого че­ловека очень важно знать, верен ли его опыг и его последствия, как со­относятся они с Путем, правильны ли его каждодневные реакции при про­движении вперед. И опыт, и резуль­таты, достигнутые каждым учеником, пытающимся идти по Пути, можно изложить таким образом, что они будут соответствовать изложению опыта Христиана Розенкрейца в "Алхимической Свадьбе".

Для каждого, кто не хочет идти по Пути, содержание этой книги оста­нется непонятным. Если же кто-то старается идти по Пути, он не может, не имеет возможности объяснить все подробности тем, кто находится сна­ружи. Последним манифесты розенкрейцеров кажутся зашифрованными текстами. Для тех же, кто, подобно Христиану Розенкрейцу, идет по Пути, содержание оказывается совершенно понятным и является ясным подтверждением их опыта. Можно задать вопрос: "Разумно ли тогда говорить об этом с людьми, еще не имеющими такого опыта?" Ответ: "Эти книги являются ключами к Пути". Тот, кто осознает, что он получил ключ, знает также, что су­ществует и дверь, к которой он подходит. А где есть дверь, там должен быть и дом — дом человечества. Это тот Дом, который Христос назвал "Домом Отца Моего, в котором много обителей".

"Алхимическая Свадьба" повествует об опыте человека, находящегося на пути к этому Дому и, в конце концов, достигающего его. Христиан Розенкрейц — пример человека, ко­торый ищет этот путь и по нему идет. Чтобы это совершить, необходима определенная способность. В первой книге, "Fama Fratemitatis", описыва­ется, как Христиан Розенкрейц хотел поделиться своей приобретенной муд­ростью и нематериальными сокрови­щами со всеми, кто к этому готов. Они названы "учеными Европы". Но, несмотря на всю свою диалекти­ческую мудрость, они все же не смогли постичь всей глубины гностической мудрости. Поэтому Христиан Розенкрейц и его собратья полностью поменяли сферу своей деятельности и посвятили себя "исцелению больных". Здесь мы находим параллели с Библией, где первая заповедь гласит: "Проповедуйте Евангелие", что, как мы видим, Христиан Розенкрейц и делал. Но его усилия предложить людям полученные богатства не при­несли плодов из-за непонимания и недостатка проницательности его современников. История полна таких примеров. Только человек, обладающий достаточным опытом, может на­чать Путь и понять соответствующие указания. "Мудрый" мира сего пой­мет немногое из Универсальной Истины. Поэтому Христиан Розенкрейц и его братья поменяли метод своей работы. Они начали свою деятельность, полностью отвечающую вто­рой заповеди Христа: "Исцеляйте больных".

Слово "больные" означает не столько физические недостатки и болезни, сколько существование в пол­ном несоответствии с божественным зовом, обращенным к человечеству. Все те, кто живет эгоцентричной жизнью, кто дает себя увлечь природной суете и стремится исключительно к целям своего временного существова­ния, могут быть названы больными. Вот почему задачей Розенкрейца с древнейших времен было лечение больных. Человеку, который жаждет избавиться от своей отделенное от божественного порядка, розенкрейцеры дают исцеление — освящение во всех областях материи и духа. Как говорит "Fama Fraternilatis", розенкрейцеры обратились в первую очередь к излечению людей от состояния падения, ставшего следствием неведения. Поэтому первой целью Розенкрейца является возвращение к Жизни, возрождение новой Души, осуществленное благодаря Гнозису, то есть Знанию, через Отца и в Отце. Когда на Крестном Пути Душа становится сознательной и активной и начинает руководить человеческой жизнью, "все болезни отступают", прекращается падение и начинается восстановление Человека. Только тогда может произойти возвращение в Отчий Дом. Только тогда начинается путь домой.

С самых ранних времен Розенкрейц именно так понимает эту божественную миссию "исце­лять больных", непосредственно следующую за первой заповедью "проповедовать Евангелие". Только про­поведовать недостаточно. Истинный розенкрейцер, истинный христианин переходит к действию, он исцеляет больных, так же как Иисус шел исцелять больных, возвращать зрение слепым и изгонять злых духов.

Задача, которой посвятили себя Христиан Розенкрейц и его братья, работавшие как исполнители слова, — это великий целительный труд, который ободряет потерянных в нашем мире и помогает человечеству осознать свое истинное призвание. Перед теми, кто берет на себя этот целительный труд, встает одно условие — их собственный Путь, Крестный Путь, то есть совершение процесса трансфигурации. Во все време­на, а также и сегодня, человеку был указан Путь истинной Жизни, ведущий к воскресению. Это помощь, ко­торая снисходит на нас от Отца!

Перестройка здания

В манифестах описывается, как Христиан Розенкрейц и его братья исполняли свой спасительный Труд. В наши дни их работа тоже выполняется и стоит под знаком Креста (символа личности) и Розы (присутствующей в ученике действенной бо­жественной Любви). Любовь — это сила, в которой и Христиан Розенкрейц выполнял свою работу. В "Fama Fraternlialis" мы читаем странное со­общение о том, как через сто двад­цать лет последователи Христиана Розенкрейца обнаружили его лежащим в гробнице в необыкновенно красивом убранстве и находящимся в живой действительности. Лишь тот, кто сам является хорошим Мастером-Строителем, может найти гробницу и войти в нее, говорится в "Fama". Только умелый архитектор, с боль­шой отдачей применяющий все свои знания, чтобы изменить собственное здание, сможет найти гробницу отца-брата Христиана Розенкрейца. Только такой, как он, найдет Господа Иисуса в утро Воскресения. Если мы с большой отдачей работаем над нашим собственным зданием, то есть над системой нашей личности, и стараемся избавиться от падения и отда­ленности от божественного порядка, то мы тоже сможем найти тайную гробницу Христиана Розенкрейца и войти в нее. Там, под пышным сводом, находится нетронутое тело Христиана Розенкрейца. Свод — это символ очищенного микрокосмо­са, в котором снова пребывает небесный Человек, Другой в нас. Канди­дат, который может войти в гробницу, благодаря Крестному пути, по которому он идет, очистил свой микрокосм от всей диалектической нечис­тоты. Связи с диалектической сферой оборваны,  в то  время как связи с чистой силой Христа восстановлены. Так всем дана возможность стать последователями Христиана Розенкрейца.

С одной стороны, Христиан Розенкрейц ставит нас перед тайной, кем он был и когда он действительно жил. С другой стороны, желая стать его последователями, мы сталкиваемся с реальностью, показывающей, что все описанные им события нужно пережить в собственном существе. Тогда мы, подобно Христиану Розенкрейцу, когда-нибудь в начале Пути поймем, что наше высочайшее знание — это незнание о себе ничего.

 

Теги: Христиан Розенкрейц, манифесты розенкрейцеров, "Fama Fraiernitatis" ("Зов братства Розенкрейца"), "Confessio Fraternitatis" ("Исповедание братства Розенкрейца") и "Алхимическая Свадьба Христиана Розенкрейца", Иоганн Валентин Андрэа


© Журнал «Пентаграмма» издается Международной Школой Золотого Розенкрейца Lectorium Rosicrucianum