• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Александровский мистицизм (нач. XIX в.)

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ МИСТИЦИЗМ

Alexandr_IНесмотря на сложность внешних обстоятельств, в России всегда существовали локально появлявшиеся духовные течения и отдельные представители мистицизма.

Одним из расцветов русской духовности был александровский мистицизм. Этот период назван так, поскольку приходится в основном на время правления императора Александра I (первая четверть XIX века). Это время для многих людей,  ищущих внецерковных путей к Богу, стало некоторым промежутком между гонениями и притеснениями, в который им удалось многое сделать для развития в России духовного христианства.

Узкие своды официальной церковности не давали многим душам распрямиться, поэтому ищущие люди искали возможности выхода к новым духовным горизонтам. В XIX веке эти возможности появились. Во-первых, переводилась европейская мистическая литература (Беме, Таулер, Эккартсгаузен и т.д.). Труды величайших мистиков стали доступны на русском языке и знакомили читателей с возможностью непосредственного постижения божественной истины.

Эта литература играла огромную роль в жизни тех, кто искал ответы на духовные вопросы, она давала первые ориентиры тем, кто еще не представлял, с чего начать свой собственный путь к Богу. Например, перевод сочинения Фомы Кемпийского «О подражании Христу» заменял Сперанскому, о котором мы скоро расскажем, утреннюю молитву. В этом, заметим, можно увидеть совет и нам: чтение мистической литературы и глубокое размышление над ней создает настрой на божественный мир и помогает душе в ее устремленности к Богу. Такое чтение действительно подобно молитве. И в нем, следовательно, есть двойная польза: теоретические знания и получение духовного импульса, с которым можно работать практически.

Кроме того, возможность поиска новых духовных путей открывали масонские и розенкрейцерские общества. О них мы еще будем говорить отдельно, а сейчас познакомимся с двумя мыслителями – наиболее яркими представителями александровского мистицизма Лабзиным А.Н. и Сперанским М.М.

 Картина «Иллюминация на Соборной площади в честь венчания на царство Александра I». Художник Фёдор Алексеев


 

портрет_Сперанского,_написанный_Варнеком_А.Г..jpgМихаил Михайлович Сперанский (1772 - 1839 гг.) известен прежде всего как политический деятель, однако он был также не менее талантливым философом. Его взгляды формировались под влиянием многочисленных европейских книг, которые он читал с детства. Среди этой литературы было много мистической. Сперанский не только читал, но и переводил ее, как мы сказали выше.

Прочитанное раскрыло Сперанскому понимание: каждый человек может пережить то, что переживали величайшие мистики и божественные посланники. Самопознание, внутренняя работа и устремленность к Богу ведут к этому переживанию. Обращение вовнутрь, к собственным духовным глубинам – это фундамент «истинного», «внутреннего» христианства.

На этот путь раскрытия в самом себе духовного Истока, согласно Сперанскому, указывала и Библия. Эту книгу философ призывал понимать не буквально, но как скрытое послание каждой человеческой душе. Понять его содержание могут те, кто с собственной жизни реализует чудесное внутреннее преображение, о котором учил Иисус Христос.

Портрет М.М. Сперанского, написанный Александром Григорьевичем Варнеком.

 


Labzin__Alexander__Fyodorovich.jpgАлександр Федорович Лабзин (1766 - 1825 гг.) во многом придерживался тех же взглядов. Он подчеркивал: все внешнее не может приблизить нас к Богу. Внешняя обрядность, церковность бессмысленны без внутренней работы, и нет пользы в прочтении молитв, в постах и службах, если душа остается в них бездействующей и спящей.

Лабзин писал: «внешний человек должен пробудить внутреннего». Это значит,  необходимо дать своей истинной божественной природе раскрыться и действовать в человеке. Пробуждение Души, проявление Другого, внутреннего Человека есть смысл всей жизни и конечная цель мистического христианства.

К пониманию этого Лабзину помогло прийти масонство, призывающее человека к самопознанию и нахождению в самом себе божественной искры, способной разгореться в пламя живой любви. Поэтому самопознание – одна из главных тем работ Лабзина. Само уже название одной из его книг говорит об этом: «Зеркало внутреннего человека, в котором каждый себя видеть, состояние своей души познавать и исправление свое по тому располагать может» (1821 г). Мы рекомендуем эту, а также другие работы мыслителя, к прочтению: для ищущего Духа человека они представляют интерес не только исторический. Они не потеряли актуальность и по-прежнему могут послужить пробуждающейся душе проводником в ее исканиях.

Лабзин, как и Сперанский, много занимался переводами мистической литературы. Ему принадлежит, например, перевод книги «Облако над святилищем» - важного труда немецкого мистика Карла фон Эккартсгаузена. Кроме этого, Александр Федорович издавал журнал «Сионский вестник» с посвящением Господу Иисусу Христу, во славу которого трудился мыслитель.

Плоды духовной работы Сперанского и Лабзина, как и «александровской» эпохи в целом, были многочисленны. Однако мистицизм не был доступен для понимания широким массам. Он представлял для официальной церкви угрозу, и с мистиками боролись: доносы, клевета и различные притеснения были надежными средствами в этом. Но Свет невозможно победить, и спустя два века, прошедших со времен Александра I, наследие его эпохи готово вновь предстать перед нами и предложить свою духовную помощь.

Портрет А.Ф. Лабзина в синем кафтане c орденами Св. Владимира и Св. Анны 2-й степени. Боровиковский Владимир Лукич.