• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Аммоний Саккас (175 – 242 гг.)

Аммоний Саккас (175 – 242 гг.) – греческий философ-мистик.

Свой духовный путь Аммоний начал в христианстве, но был разочарован узостью взглядов ортодоксальной религии, формировавшейся на искажении основ учения Христа. Аммоний понимал, что мудрость Господа не могла раскрыться лишь единожды в истории человечества – через Иисуса, которого он считал одним из великих посланников Отца.

Поэтому философ обратился к древним учениям и религиям, а также к наследию предшествующих мистиков – Платона, Пифагора, Гермеса. Он прозревал общий исток всего этого и осознавал, что несмотря на внешние различия все истинно духовные учения говорят лишь об одном: о пути возвращения к Отцу.

Вот, что пишет о нём Елена Петровна Блаватская в своих работах:

«Он почитал все хорошее в христианстве, но очень рано отошел от него и церквей, не будучи способным найти там какое-либо превосходство над более древними религиями».

«Именно Аммоний был первым, кто учил, что каждая религия обоснована на одной и той же истине, которая есть мудрость, находимая в Книгах Тота (Гермеса Трисмегиста), из книг которого Пифагор и Платон почерпнули всю свою философию…»

В герметизме Аммоний нашел неиссякаемую мудрость, подтвердившую ему, что он на правильном пути. Аммоний достиг своих духовных высот не через рассуждения и спекулятивную философию, но через опыт постижения неотмирных гностических истин, постигаемых лишь очищенной и подготовленной душой. Его называли «Теодидактос» - «тот, кого учит сам Бог». И, кроме этого, «Саккас» - «одетый во власяницу».

Рафаэль Санти. Александрийская школа, 1509. ВатиканВ глазах современников Аммоний был великим посвященным. При этом, как мы читаем в сохранившихся источниках, он никогда не учил от своего «я», не рассматривал себя в качестве великой личности, желая быть лишь чистым проводником Света Гнозиса. То, что было открыто ему, он передавал своим ученикам – тем, кто оказывался достоин и готов к постижению высших истин. Одним из них был сам Плотин – основатель неоплатонизма.

Мы видим, что Аммоний Теодидактос относился к философам, учившим о существовании универсального учения, мудрость которого раскрывается человечеству на доступном той или иной эпохе языке. Это учение имеет множество форм и внешний выражений в истории религии и философии, но всегда сохраняет неизменной свою цель – указать человечеству путь к Богу. Указать его тем способом, который будет доступен для понимания людям здесь и сейчас. Это учение по сути своей, говорил Аммоний, является теософией, понимаемой в изначальном смысле этого слова – «Божественной мудростью».

Путь к этой мудрости, к познанию себя, Отца и природы Аммоний и его последователи считали единственным путем, на котором жизнь человека обретает смысл. Ученики Аммония отзывались о своем учителе как о светоче и духовном солнце. Сам Плотин, познакомившись с ним, произнес с благодарностью и трепетом: «Вот кого я искал…»

Цитаты о нем:


Аммоний Сакк был сыном родителей-христиан, и, поскольку с самого детства его отталкивало догматическое христианство, стал неоплатоником. Говорят, что ему, как Якобу Бёме и другим великим провидцам и мистикам, в снах и видениях открылась божественная мудрость. Отсюда и его имя — Теодидактос. Он решил примирить все религиозные системы, и показав их общий источник, установить одно всеобщее вероучение, основанное на этике. Его жизнь была столь безупречной и чистой, а учение — столь глубоким и обширным, что несколько отцов церкви стали его тайными учениками. Климент Александрийский был о нём очень высокого мнения. < ... >

Плотин, "святой Иоанн" Аммония, также был всеми уважаемым и почитаемым, человеком самой глубочайшей учёности и порядочности. В возрасте 39 лет он сопровождал римского императора Гордиана и его армию в походе на Восток, чтобы получить наставления от мудрецов Бактрии и Индии. У него была школа философии в Риме. Его ученик Порфирий, настоящее имя которого было Малек (эллинизированный иудей), собрал все труды своего Учителя. < ... >

...об Аммонии: "Понимая, что не только философы Греции, но и философы различных варварских народов были в совершенном согласии друг с другом в отношении каждого существенного вопроса, он решил так истолковать тысячи догматов всех этих различных сект, чтобы показать, что все они возникли из одного источника и все ведут к одной и той же цели".

...о Теодидактосе:  "Он взял учения, полученные в Египте, касающиеся Вселенной и Божества, рассматриваемых как составляющие одно великое целое; а также учение о вечности мира... и установил систему нравственной дисциплины, в общем, позволявшую людям жить согласно законам своей страны и требованиям природы, но требовал, чтобы мудрые возвышали свой ум созерцанием".

Ист. Блаватская Е.П. - Ключ к теософии, I.

 

Литература

Блаватская Е.П. - Разоблачённая Изида т.1 гл. 12.

Блаватская Е.П. - Ключ к теософии, I.

Порфирий, «Жизнь Плотина».

Илл. Рафаэль Санти.Александрийская школа,1509.Ватикан.