• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Апостол Павел (I в.)

Апостол Павел. Икона преп. Андрея Рублева фрагментАпостол Павел (I век) – один из апостолов Иисуса Христа, мистик, гностик.

Павел (носивший до своего обращения имя Савл)  был язычником и гонителем христиан. Христианское учение он принял, пережив духовный опыт встречи с Христом.

Как и большую часть библейских сюжетов, это повествование не стоит понимать буквально. «Путь в Дамаск», проделанный апостолом, его ослепление и обращение от прежней жизни ко Христу – аллегория духовного пути каждого человека.

Апостол Павел, в согласии с учением Иисуса, учил о существовании Бога-Отца и «боге этого мира», то есть земного мира (материальной и потусторонней его сфер). Спасение души возможно лишь за пределами «мира сего», в котором  правят «власти века сего» (1 Кор 2:8), препятствующие освобождению и противящиеся Духу. Для того чтобы человек мог освободиться от пленения земного мира, он должен коренным образом измениться, освободив место для «внутреннего Христа».

Христос для Павла – это «Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор 1:24). Такое понимание означает возможность говорить, что Христос потенциально пребывает в каждом человеке, который может раскрыть в себе божественную природу, умаляя свою собственную («Я каждый день умираю» - 1Кор. 15:19).

Таким образом, мистерия распятия и духовного воскресения, описанная в Новом Завете, должна произойти в каждом христианине – такова гностическая суть мировоззрения апостола.

Гнозис, высшее богооткровенное знание, для Павла играет важную роль. Из 29 раз употребления этого слова (γνώσις в синодальном переводе звучит как «знание») в Новом Завете 22 раза использует именно он.

Павлу принадлежит 14 текстов, включенных в канон Нового Завета, а также апокрифы (часть из них содержится в найденной в 1945 г. гностической библиотеке Наг-Хаммади).

 

Илл.: Апостол Павел. Икона преп. Андрея Рублева фрагмент

 

Цитаты


«Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2:6).

«Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8:9-10).

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор 15:22)

Об апостоле Павле

«Апостол Павел знал, что Гнозис и Дух — это одно. Апостол Павел знал, что никто не может приблизиться к Гнозису, кроме тех, кто обладает активной Духовной Искрой. Апостол Павел знал: если Дух, отвечая на пробуждающий призыв в микрокосмосе, приходит в движение, то в ту же секунду микрокосмос встает на Путь, со всеми связанными с этим последствиями. Апостол Павел знал, что каждый человек, который еще не вступил таким образом в освобождающую Жизнь, остается Савлом, спекулянтом, полным угроз и преступных планов. Апостол Павел полностью остановил в себе интеллектуальные и эмоциональные движения и внимал голосу вечного Духа».

Источник: Рэйкенборг Я., Петри К. де Универсальный Гнозис. Глава «Апостол Павел и Гнозис».

«Был только один апостол Иисуса, достойный этого имени, и этим апостолом был Павел. Как бы руки догматиков ни исказили его «Послания», прежде чем допустить их в Канон, – его концепцию о великой и божественной личности философа, умершего за свою идею, все еще можно проследить по его обращениям к различным языческим народам».

Источник: Блаватская Е.П. - Разоблачённая Изида т.2 гл.5

«Среди Апостолов западной религии, один лишь Павел, по-видимому, понял – если и не открыл на самом деле – архаическую тайну креста».

Источник: Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.2 ч.2 отд.8, B

«Через всю историю христианства проходит теософическая традиция. Первым христианским теософом в глубочайшем смысле слова, первым представителем истинно христианского гнозиса в отличие от гностиков ложных был Апостол Павел».

Источник: Бердяев Н. Философия свободного духа. Глава VIII «Теософия и Гнозис».