• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Арнольд Хендри Хартог (1869 – 1938 гг.)

Arnold Hendrik de Hartog Арнольд Хендри Хартог (Arnold Hendri Hartog, 1869 – 1938 гг.) – нидерландский профессор теологии, пастор, проповедник.

Хартог оказал большое влияние на Яна ван Рэйкенборга, одного из основателей современной гностической школы Lectorium Rosicrucianum. Ян и его брат Звир были упорными искателями истины и в запутанной эзотерической сфере начала прошлого столетия они стремились нащупать направление, в котором им следовало идти. В этом поиске профессору Хартогу было суждено сыграть одну из решающих ролей.

Этот «свободомыслящий» священник  рассматривал христианство не как систему догматов и строгих  правил жизни. Он полагал, что Бог и индивидуальная душа не совпадают по своей природе. Бог представлялся ему надприродной силой, Светом, энергией: «по своей  сути Он всегда  вне человека, но человек может познать Бога, стремиться к Нему и соединиться с Ним, в Его силе, Его энергии, которая находится так же и в человеке».

Таким образом, Хартог учил: существует Дух и природа, Бог и несовершенный человек, который может стать совершенным и соединиться с Отцом. Это чисто гностический взгляд, который сразу нашел в сердцах братьев Яна и Звира отклик.

utrecht_uniХартог был преподавателем апологетики  на теологическом факультете университета в Утрехте, а также до 1917 года пастором в Гарлеме, в церкви, в которой братья часто бывали. Он обладал необычайным даром красноречия и вообще был человеком  «с необыкновенно большим талантом и всеохватывающими знаниями», как сообщала одна из газет, писавшая о его назначении в Утрехт.

В 1920-ые годы своими лекциями он сумел создать такое влияние, что  даже  королева посещала его проповеди. Его вдохновенные проповеди и речи были настоящей отрадой для людей, задыхавшихся в рамках ортодоксии и искавших в то непростое время твердую основу жизни и духовного пути.

В то время, когда А. Х. де Хартог был пастором в Гаарлеме, оба брата Леене не попускали ни одного его богослужения.  Однако  де  Хартог не хотел иметь просто приверженцев. Каждый человек, по его мнению, должен быть самостоятельным,  сильным последователям Христа. Примечательно, что он стремился примирить религию и науку. Эта идея  тремя столетиями ранее уже занимала центральное место в Манифестах розенкрейцеров.

В двадцатые и тридцатые годы Хартог стал главнейшим рупором противников атеизма в Нидерландах. На каждую акцию атеистов следовала его реакция. Хартог противостоял также и слепому догматизму, уча о живом переживании связи с Богом, о внутреннем Христе. При этом исходный пункт взглядов Хартога – различение Духа и природы – всегда оставался без изменений. В одном из своих последних сочинений «Современное язычество» (так Хартог обозначал учения, уравнивающие природу и Дух)  профессор еще раз касается этой темы. Согласно Хартогу, когда прорывается высшая духовная жизнь, в которой человек доказывает свое происхождение от Бога, а не от природы, человек должен:

«…порвать с природными инстинктами – в точке поворота мировых событий – самому быть точкой поворота, в которой проявляется возрождение сверхприродных духовных  инстинктов. Это может произойти только тогда, когда человек перестанет считать себя  порождением природы, т.е. существои от земли, крови, расы, народа и … повернется к сверхприроде Духа».

Альберт Швейцер однажды сказал: «Не существует героев дела, есть только герои самоотречения и страдания». Хартог сформулировал это так: «Они (герои) теряют Вселенную,  для того чтобы получить Вселенную Высшего Порядка. Они погибают, чтобы подняться к новым доселе неизвестным возможностям  на высшем Плане».

Однако не все относились к проповедям Хартога с восторгом и одобрением. Официальная церковь со временем перевела свое осторожное отношение к нему в отношение почти враждебное. Неслучайно имя Хартога в наши дни мало кому известно даже в Нидерландах: его многочисленные книги, статьи и лекции хранятся в пыльных архивах, хотя нисколько не утратили своей актуальности. Жесткость догматов церкви и узость мышления многих ее членов не остались без внимания братьев Леене, которые хорошо почувствовали разницу между «официальной церковью» и Богом.

Мы хотим закончить наше краткое знакомство с Хартогом цитатой из его книги «Откровение Иоанна» (1935):

«Это он, Вечный, с каждым ударом сердца стучится в дверь, ведущую в горницу сердца. Вечная Любовь миллионами сердечных ударов обращается с мольбой даже к самым робким. Вы, читающие это столь равнодушно, разве не слышите вы свой пульс в бессонные ночи? Каждый удар сердца – это голос Бога, стремящегося быть услышанным».

 

Материал составлен по книге «Призванные сердцем мира» (HUIJS, Peter. Called by the world heart. první. vyd. Haarlem, Bakenessergracht 5: Rozekruis Pers, 2011).

Arnold Hendrik de Hartog  © Huygens ING - Den Haag. Bronvermelding: Mw. E. van Riel, 'Hartog, Arnold Hendrik de (1869-1938)', in Biografisch Woordenboek van Nederland. URL:http://resources.huygens.knaw.nl/bwn1880-2000/lemmata/bwn4/hartog [12-11-2013] 

Биография Arnold Hendrik de Hartog на сайте «Биографии и портреты»  www.biografischportaal.nl

Фото: Академический корпус Утрехского университета (нидерл. Universiteit Utrecht). Основан 26 марта 1636 года, в 1817 году получил статус королевского университета.