• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.)

Baruch_de_SpinozaБенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.) — еврейско-нидерландский философ, мистик.

Философия Спинозы была осуждена синагогой, которая прокляла мыслителя и отлучила его за расходящиеся с ортодоксальным учением взгляды. Более того, фанатики даже предпринимали покушение на его жизнь. Здесь – яркий пример, что любая религиозная организация, христианская, иудейская, исламская или иная, своей нетерпимостью нередко демонстрирует узость своего сознания и оторванность от Духа, к которому, как раз близки многие из тех, кого эта организация относит к еретикам и «угрозе благочестия», как это было в случае со Спинозой. Сам он, заметим, верил в Бога и умел находить его во всём, что есть в мире, но ни к одной религии себя не относил.

Спиноза не был понят в ортодоксальном кругу, но и впоследствии его взгляды толковались с печальными искажениями. Например, в его философии видели влияние оккультизма, а некоторые исследователи до сих воспринимают Спинозу как атеиста, что свидетельствует о неверном понимании его учения.

Философия Спинозы одновременно сложна для понимания, и в то же время очень проста. Согласно его учению, всё, что существует в мире, всё, что мыслимо, проявлено, видимо, абсолютно всё – это Бог. Бог не личностный, но вечная, бесконечная, единая субстанция. Многообразие всего в мире – лишь модусы, проявления Бога, его часть.

Всё в мире управляется Богом. Из этого положения Спиноза выводит определение свободы, известное даже далеким от философии людям: свобода – осознанная необходимость. Человек наделен разумом, поэтому он способен осознать устройство мира, понять, что в основе его – Бог, и в этом понимании расти в любви к Богу и любви Бога к миру.

Человек не может освободиться из-под власти законов мира и причинно-следственной цепи, но он может быть свободен в ином смысле: благодаря разуму и сознанию он способен поставить под контроль свои страсти и аффекты, перестать быть их рабом и таким образом созреть до восприятия жизни, ведущего к «к высшему человеческому совершенству». Тот, кто больше не служит аффектам, то есть, как мы можем пояснить, воле своего эго, тот постепенно становится праведником на Пути богопознания.

Однако из этого не следует, что Спиноза призывает к культивированию одного лишь интеллекта. Напротив, высшее познание, согласно мыслителю, познание интуитивное – непосредственное постижение истины. Здесь философ становится мистиком.

Спиноза жил жизнью без преувеличения святого человека. Наряду с его философией мы рекомендуем познакомиться с его биографией, свидетельствующей о философе как о самоотверженном искателе истины. Интересно, что в современных Нидерландах философ считается одной из важнейших фигур в истории страны и включен в список величайших ее деятелей как раз с этой пометкой: «За поиск истины».

Цитаты

  • Все сущее — в Боге, и ничто не может быть понято без Бога.
  • Бог есть производящая причина всех вещей, какие только могут быть представлены бесконечным разумом... Без Бога ничто не может ни существовать, ни быть представляемо, но все существует в Боге. Вне его не может быть ничего.
  • Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими.
  • Нет мысли, которую при желании нельзя исказить дурным толкованием.
  • Как свет обнаруживает и самого себя, и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя, и лжи.
  • Человеку надлежит не плакать, не смеяться, не проклинать, а понимать.