• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Елена Блаватская (1831 – 1891 гг.)

Елена БлаватскаяЕлену Петровну Блаватскую (1831 – 1891) можно назвать первой из ряда великих представителей импульса Водолея. Она осознала, что целью этого импульса была полная переориентация сознания человечества: сознательный настрой на изначальный мир Духа – как на истинную родину человека – и на преодоление и ликвидацию материалистических и догматических установок эгоцентричной души, знающей при жизни человека только мир чувств, а после смерти – преходящий мир тонкой материи. В наше время и человечество в целом, и отдельный человек обладают индивидуальным сознанием и способны нести ответственность. Поэтому люди должны постичь, в чем состоит их истинная задача внутри космического развития, чтобы сознательно понять свое место внутри этого развития и в нем участвовать.

Этот импульс распространил свое действие по всему миру – как на Западе, так и на Востоке. Это подтверждается уже одним тем, что Теософское общество было основано в 1875 году в Нью-Йорке, его главный центр был перенесен в 1882 г. в индийский город Адьяр, а в последний год своей жизни Е.П. Блаватская работала в Лондоне.

Действующий через Е.П. Блаватскую духовный мир, дававший ей силы для внутренней и внешней активности, позволил вновь наделить жизнью и великие традиции прошлого. Блаватская черпала силы и познание из двух основных источников: из духовного христианства Запада и из восточных традиций индуизма и буддизма, причем с годами акцент ее деятельности все больше смещался в сторону восточной мудрости.

Действие личности Е.П. Блаватской можно сравнить с ледоколом, пробивающим лед застывшего моря догматических религий и материалистической науки, все больше овладевавшей умами и чувствами людей ХIХ векa. Исполненная сил духовного мира, она с мощной энергией пробивалась через эту кору и через направленные на нее людскую враждебность и клевету.

Ни внешняя религия, ни догмы не были для нее главными. Решающим был лишь внутренний опыт встречи с живой истиной, которая проявлялась во всех религиях через различную символику и в более-менее завуалированной форме. Поэтому девизом Блаватской было: «Нет религии выше истины». Для ее времени было важно сформулировать эту ощущаемую ею истину на языке живой философии. Все более поздние эзотерические движения современности приняли эту первую волну импульса Водолея.

В первой крупной работе «Разоблаченная Изида» (1877), а также в последовавшем за ней труде «Тайная доктрина» (1888) проявилось это направление деятельности Е.П. Блаватской: она заняла позицию противостояния религиозной догматике и материалистической науке, а с другой стороны показывала универсальную религию Мудрости всех времен и обращенную на духовный мир философию Античности и Средневековья, продолжающую существовать (как тайное течение) вплоть до современности. 

Но Блаватская еще и первой начала борьбу с так называемым «низшим оккультизмом» – со спиритизмом и стремлением некоторых людей приобрести сверхчувственные способности для удовлетворения своего «я». Как только срывается покров материализма, сразу же начинают действовать и импульсы из изначального мира Духа, и, вначале от них почти не отличимые, влияния из потустороннего мира в виде низшего оккультизма. В первый период своей деятельности Е.П. Блаватская считала, что спиритизм может послужить подходящим средством для привлечения внимания людей к существованию нематериальной реальности, а тем самым и к изначальному духовному миру. Однако уже вскоре она поняла, что спиритизм и  изучение потустороннего мира лишь отвлекают от духовного мира, и, приняв все последствия этого понимания, порвала со спиритизмом.

Кроме того, она была восприимчива к парапсихологическим влияниям и сама обладала способностью производить сверхчувственные феномены. В первые годы своей работы она полагала, что такие феномены могут послужить мостом к духовному миру, но затем увидела, что вера людей в чудеса становилась большим препятствием для получения самостоятельного опыта в духовном мире, и сознательно прекратила создавать феномены такого рода. Вскоре она даже заняла решительную позицию противостояния спиритизму и сверхчувственным феноменам, называя их «мнимыми средствами духовного развития».

Ее последняя книга «Голос безмолвия» – перевод древнетибетских поучений для духовного пути – это выражение чистых влияний изначального духовного мира. Книга дает характеристику видимого и потустороннего миров и всей их ограниченности с этой перспективы.

 

Конрад Дитцфельбингер. Духовная Школа Золотого Розенкрейца - LectoriumRosicrucianum - Духовное сообщество современности. - С.П.: Литера - 2010.