• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Чжуан-Цзы (IV – III вв. до н. э.)

Чжуан-Цзы (IV – III вв. до н. э.)

Карточка - Чжуан-Цзы

Чжуан-Цзы | Избранное 

* С маленьким знанием не уразуметь большое знание. Короткий век не сравнится с долгим веком. Ну, а мы-то сами как знаем про это? Мушки-однодневки не ведают про смену дня и ночи. Цикада, живущая одно лето, не знает, что такое смена времен года.

* Большое знание безмятежно-покойно.
Малое знание ищет, к чему приложить себя.
Великая речь неприметно тиха,
Малая речь гремит над ухом.
Когда мы спим, душа отправляется в странствие.
Пробудившись от сна, мы открываемся миру.
Всякая привязанность — обуза и путы,
И сознание вечно бьется в тенетах.
Одни в мыслях раскованны,
другие проникновенны,
третьи тщательны.
Малый страх делает нас осторожными.
Большой страх делает нас раскованными.
Мысли устремляются вперед,
как стрела, пущенная из лука:
так стараются люди определить,
где истина и где ложь.
Словно связанные торжественной клятвой:
так судят неуступчивые спорщики.
Увядает, словно сад поздней осенью:
такова судьба истины, за которую держатся упрямо.
Остановилось движение, словно закупорен исток:
так дряхлеет все живое.
И в час неминуемой смерти
Ничто не может снова вернуть нас
к жизни.

* Веселье и гнев, печаль и радость, надежды и раскаяние, перемены и неизменность, благородные замыслы и низкие поступки - как музыка, исторгаемая из пустоты, как грибы, возникающие из испарений, как день и ночь, сменяющие друг друга перед нашим взором. И неведомо, откуда все это? Но да будет так! Не от него ли то, что и днем, и ночью с нами? Как будто бы есть подлинный господин, но нельзя различить его примет. Деяниям его нельзя не довериться, но невозможно узреть его образ! Не будь "другого", не было бы и моего "я", а не будь моего "я", не было бы необходимости делать выбор. Кажется, тут мы недалеки от истины, но все еще не знаем, откуда приходят наши мысли.

* Рождение — не начало; смерть — не конец. Существует безграничное бытие; существует продолжение без начала. Бытие вне пространства. Непрерывность без начала во времени.

* Мудрый человек смотрит в пространство и не принимает малое за слишком малое или большое за слишком большое, ведь он знает, что не границ измерениям.

* Ловушка (сеть) нужна для ловли рыбы, когда поймал рыбу — можешь забыть о ловушке; западня нужна для зайца, когда поймал зайца — можешь забыть о западне. Слова — для значения, когда есть значение, слова можешь забыть. Где мне найти человека, который забыл слова? Он тот, с кем я хочу поговорить.
...

Литература

Чжуан-цзы. Ле-цзы (Философское наследие. Том 123). — М.: Мысль, 1995.

Чжуан-Цзы. Даосские каноны. /Пер., вступит. ст., коммент. В.В. Малявина. — М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2002.