• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Флоренский Павел Александрович (1882 – 1937 гг.)

Флоренский Павел Александрович (1882 - 1937 гг.) - русский философ, богослов, поэт Русского Духовного Ренессанса, блестяще разбирался в математике и физике, искусствоведении, истории, филологии. 

Судьба философа была тяжела и была оборвана расстрелом по решению советских властей. В 1937 году, в день расправы многие заключенные соловецкого лагеря встали на колени, последний раз выразив так свое безграничное уважение к о. Павлу, чья жизнь стала примером служения Истине.

Михаил_Нестеров,_Философы,_1917_г..jpgО том, что такое Истина и как к ней прийти, Флоренский размышлял постоянно. Эти вопросы подробно рассматриваются в одной из его наиболее известных работ «Столп и утверждение Истины» (1914), в которой он отмечает, что Истина – живая, реальная Истина – сама побуждает человека себя искать. Здесь нельзя не вспомнить интересный факт из биографии о. Павла: в детстве будущий священник ничего не знал о христианстве, поскольку семья его была далека от религии. К Богу философ пришел сам, через собственный опыт, откликаясь на зов своей души.

«Истины нет у меня, но идея о ней жжет меня. Я не имею данных утверждать, что вообще есть Истина и что я получу ее ... но идея об Истине живет во мне, как «огнь поядаяй», и тайное чаяние встретиться с нею лицом к лицу прилепляет язык мой к гортани моей; это оно, именно, огненным потоком кипит и клокочет в моих жилах».

Истина, согласно Флоренскому, может быть найдена только в Боге, в божественном мире, который противопоставляется миру земному, полному противоречий и сотканному из греха. Об этом мире философ пишет в одной из своих статей:

«Мир этот есть всегда текущее, всегда бывающее, всегда дрожащее полубытие, и за ним, за его — как воздух над землею в жаркий полдень — дрожащими и колеблющимися и размытыми очертаниями чуткое око прозревает иную действительность. ... Все — все, что ни видит взор, — все имеет свое тайное значение, двойное существование и иную, заэмпирическую сущность. Все причастно иному миру, во всем иной мир отображает свой оттиск»  («Общечеловеческие корни идеализма», 1909 г.).

В этих взглядах Флоренского отчетливо видно влияние гностицизма. Отметим и то, что на мировоззрение о. Павла и его учение о двух мирах повлияла философия Соловьева, также гностическая по своей сути. Под ее влиянием сложились не только дуалистические взгляды Флоренского, но его учение о всеединстве и Софии Премудрости Божией как основе мироздания. Несмотря на свой священнический сан Флоренский не был ни схоластом, ни ограниченным догматами фанатиком, убежденном в истинности одной лишь официальной церкви. Дух – то, к чему стремился о. Павел, Дух, «который дышит, где хочет» (Ин. 3:8).

Но как приблизиться к этому «иному» миру, к Божеству? Ответ Флоренского звучит в полном согласии с Универсальным Учением:  через очищение, освящение и обожение человека, когда его грешная земная природа сменяется раскрывшемся Образом Божиим, изначально заложенным в каждом человеке. Это преображение совершается силой Бога, Его милостью и любовью к своим детям. Движение человека навстречу к Богу – то, что спасает его. И в этом движении естественным образом происходит отказ от самоутверждения:

«Самоутверждение личности, противопоставление ее Богу — источник дробления, распадения личности, обеднения ее внутренней жизни».

Всю свою жизнь, отец Павел Флоренский отчаянно искал Истину. Каков же итог его исканий, как ее обрести? Только в любви к Богу и человечеству,  преодолевающей и побеждающей зло и грех, возможно это обретение, только в Господе возможно истинное спасение и освобождение человека.

Избранные цитаты

«Я не знаю, есть ли Истина. Но я всем нутром ощущаю, что не могу без нее. И я знаю, что если она есть, то она - все для меня: и разум, и добро, и сила, и жизнь, и счастье».

«Все кружится, все скользит в мертвенную бездну. Только Один пребывает, только в Нем неизменность, жизнь и покой».

«Философия высока и ценна не сама в себе, а как указующий перст на Христа и для жизни во Христе».

«Есть два мира, и мир этот весь рассыпается в противоречиях, — если только не живет силами того Мира».

«Вглядись в явление - и увидишь, что оно есть шелуха другого, глубже его лежащего».

«Человек есть сумма Мира, сокращенный конспект его. Мир есть раскрытие Человека, проекция его».

 

Илл. и фотоматериалы:

Михаил Нестеров: Философы, 1917 г. Полотно изображает двух величайших русских богословов своего времени: Сергея Булгакова и Павела Флоренского. Источник: Государственная Третьяковская галлерея, Москва

Семья_Флоренских,_Тифлис,_1900_год.jpg
Семья Флоренских, Тифлис, 1900 год

П_Флоренский_1909.jpg
П. Флоренский, 1909 г.

П_Флоренский_1933_г..jpg
После ареста, 1933 г.

Прим.:

Семья Флоренских, Тифлис, 1900 год. Слева на право сидят: Александр Иванович,  Раиса,  Павел,  Елизавета,  Ольга Павловна  и  Александр  Флоренские. Cтоят: Ольга Флоренская,  Елизавета Павловна Мелик-Беглярова и Люся Флоренская. Фотография из материалов Электронной библиотеки  «Международного Центра Рерихов»

1909 год. Источник: коллекция «Мемориал», Москва

После ареста, 1933 год. Источник: коллекция «Мемориал», Москва