• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Гермест Трисмегист

Главная / Герметическая философия / Гермес Трисмегист

Кем же был, точнее, кем является Гермес Трисмегист?

Отвечая на этот вопрос, кто-то обязательно мысленно представит образ высокого божественного посланника. Подобное представление не будет вызывать возражений, пока вы имеете в виду не какую-то одну историческую личность, а, скорее, целый ряд таких посланников. Ведь согласно древним традициям, силы и проявления символически изображались богами в человеческом облике. 

hermes_trismegistus-7

Гермес Трисмегист, D. Stolcius von Stolcenbeerg:
Viridarium chymicum, 1624

Мы говорим так: Гермес существует. Гермес – это истинный божественный Человек, прошедший через врата Золотой Главы. Поэтому его называют «Трисмегистом», то есть «Трижды Величайшим» или «Трижды Возвышенным», ибо божественный Человек возвышен втройне: в религии, науке и искусстве. Религия, наука и искусство составляют в нем совершенный равносторонний треугольник.

Когда мы говорим о религии, мы понимаем под этим, что божественный Человек живет и воспринимает свою религию в единственно истинной форме, исходя из абсолютной связи с изначальным Божественным бытием. Ученик на пути, стремящийся к духовности, подтверждает этот факт великой чистотой, любовью, правдивостью и искренностью. Он показывает, что все его существо затронуто великой Любовью, которая есть Бог, и что он хочет жить силой этой Любви, направляет на нее все свои помыслы и стремится к совершенству. Даже в такой Любви, в одном ее аспекте различим величественный равносторонний треугольник. Тот, кто хочет исполниться Божьей Любви и искренне желает стать настоящим гностиком, должен, прежде всего, освободиться от эгоцентризма, диалектических амбиций и от продиктованных ими поступков. Тогда он сможет воспринять световые излучения Божественной Любви и наполниться ими. Наконец, получающий эти излучения через опустошение своего «я» сможет и сам излучать Божественную Любовь.

Посредством такого четко очерченного освобождающего действия ученик доказывает, что находится на пути. Это – первый герметический аспект восхождения. Второй является его результатом.

Когда ученик получает Свет Любви Гнозиса (а степень восприятия этого Света прямо пропорциональна степени преодоления эгоцентризма и растворения «я»), в пяти флюидах его природного состояния души происходит разительная перемена. Ее обязательным условием является нейтрализация, а основным требованием – эндура; в противном случае Сын Человеческий, Свет Гнозиса, не сможет обитать в человеческой системе. Но, когда сердце человека открыто и гностический Свет может пребывать в нем, тогда Свет будет циркулировать в человеке постоянно.

Одним из первых характерных результатов этого процесса является просветление, или, как его называли древние, озарение, то есть изменение сознания. Пробуждаются новые возможности сознания. Потенциально они уже присутствовали в человеке, хотя до определенного момента были не в состоянии пробудиться к жизни. Но как только они проявляются и становятся действенными, господство интеллекта уступает место рождающейся мудрости. Наука, проистекающая от этой мудрости, представляет собой второй герметический аспект восхождения. Этот аспект величия справедливо называют «аспектом розенкрейцерства», ибо истинный розенкрейцер бывает мудр милостью Божьей; он – мудрец в новом понятии этого слова. Он – «человек Голгофы», который, ежедневно умирая, прикрепляет Розу к Кресту и таким образом умирает в Господе Иисусе.

Во втором герметическом аспекте мы тоже наблюдаем излучения равностороннего треугольника. Мудрость вначале должна родиться из сердца, из Розы сердца, или, иными словами, в Вифлееме. В святилище головы она растет и достигает зрелости и затем, наравне с Любовью, распространяется по всему существу человека. И здесь мы ясно видим третий герметический аспект.

Искусство, о котором мы упоминали выше, – это Королевское Искусство, заключающее в себе искусство жизни освобожденного Человека, искусство превращения в божественного, освобожденного, истинно непобедимого Человека и, наконец, искусство служения посредством этой жизни Богу, миру и человечеству.

Гермес Трисмегист Johfra Bosschart
Гермес Трисмегист.
Джофра (Johfra Bosschart)

Итак, мы видим перед собою мага милостью Божьей, брата или сестру Священного Грааля; человека, который служит, озаренный мудростью Розенкрейца и силой гностической Любви. Достигший совершенства в этих трех триадах аспектов является Гермесом Трисмегистом, божественным Человеком. Тот, кто начинает строить свою жизнь на основе всех девяти аспектов, кто стремится к ней с полной самоотдачей, идет герметическим путем и становится «чадом Гермеса». Он приближается к состоянию божественного становления Человека, проистекающего из троичного восхождения, что провозглашалось и классическими розенкрейцерами. Во-первых, кандидат после того, как он очистил святилище сердца, совершив растворение «я», получает прикосновение божественной Любви через «врата Вифлеема» и тем самым воспламеняется Духом Божьим. Во-вторых, через Свет Любви он получает мудрость. Однако эта мудрость обусловлена не традиционными знаниями, получаемыми с помощью интеллекта, а движением Огня в человеке, образно говоря, от Вифлеема к Голгофе вследствие полного умирания кандидата в Господе Иисусе.

В-третьих, кандидат подтверждает свое восхождение ежедневным магическим священническим служением. Это и есть новое рождение в Святом Духе.

Возрождение, как оно понимается в Евангелии, естественно, подразумевает полное самопожертвование. Те, кто ожидают восхождения, ожидают прикосновения Гнозиса и результатов своего прохождения пути, должны это помнить. Секрет вашего успеха следует искать, прежде всего, в полном принесении себя в жертву. И потому, говоря о Гермесе Трисмегисте, мы не собираемся привлекать ваше внимание к далекому прошлому, к доисторическим временам, когда этот Учитель передавал человечеству высокие истины. Нет, мы имеем дело с проявлением Гнозиса всех времен в живом настоящем.

В этом живом настоящем диалектика – присущее нашему миру природное состояние – говорит громко и отчетливо, и ее силы требуют нашего внимания, желая полностью захватить нас и заставить поверить, будто не существует никакого иного миропорядка. Возможно, вы всю свою жизнь искали Свет, искали Мистерию. Вот почему мы говорим вам: в живом настоящем есть мистерии, но приближаться к ним следует только после полного изменения своей жизненной позиции, в том случае, если вы действительно хотите, чтобы их покровы были сняты и Истина воссияла.

В Библии диалектическая природа иногда фигурирует под именем Ирода. Тайна, которая должна быть раскрыта (эта тайна существует с незапамятных времен, глубоко погрузившись, «зарывшись» в диалектику), иногда упоминается там как «Египет».

Когда на ранней стадии ученичества в Святом Гнозисе свет этой тайны затрагивает вас настолько, что мистерия готова вот-вот раскрыться перед вами, «Иродова сила» диалектической природы обязательно пытается погубить чуждый ей элемент и не допустить раскрытия.

Поэтому каждого серьезного ученика призывают совершить «бегство в Египет», подобное тому, что предпри-няли родители младенца Иисуса. Иными словами, серьезному ученику предлагают глубоко вникнуть в мистерии истинной Жизни, если только он в состоянии увидеть эту Жизнь и войти в нее. Мы заявляем вам: Священный Грааль живет.

Hermes Trismegistus Statue Hermes trismeg

Гермес Меркурий Трисмегист. Мозаика на полу
кафедрального собора Сиены, 1480-е годы

Теперь, наконец, вам стало понятно, почему говорится, что многие великие учители человечества, такие как Платон и Пифагор, получили свои знания от Гермеса Трисмегиста и почему герметическая мудрость полностью тождественна, например, священному учению Востока. Существует только одна Мудрость, которая сохранялась всегда и из которой человек всегда черпал свои знания, где бы и когда бы он ни жил. Теперь вы также понимаете, почему Гермесу приписывается создание многочисленных книг. Один автор даже говорит о сотне тысяч пергаментных свитков, вобравших в себя мудрость Гермеса. Однако все книги в мире не смогли бы вместить герметическую мудрость, поскольку она свободна от любых традиционных знаний. По существу, эту мудрость невозможно обнаружить ни в одной книге, ибо она становится достоянием того, кто действительно «прикрепляет Розу к Кресту».

После вступления и следующей за ним Изумрудной Скрижали – основы и синтеза изначальной мудрости – мы будем говорить с вами о книгах Герметического Свода. Однако тем самым мы не собираемся утверждать: вот она, мудрость. Мы, скорее, намерены познакомить вас со свидетельствами древней мудрости, которую мы должны воспринять в живом настоящем.

Следовательно, предметом наших интересов являются не руины древних святилищ или пожелтевшие свитки пергамента, хотя мы с почтением приветствуем их. Мы благодарим Бога за существование предшествующих Братств, которые создавались и претерпевали немалые страдания, ибо через силу их любви нам сегодня позволено приблизиться к Гнозису. Вместе с тем мы никогда не должны забывать, что нам, молодому гностическому Братству, надлежит совершить в живом настоящем то же, что наши предшественники совершали в прошлом.

Мы сравниваем их свидетельства с нашим опытом. Как испытавшие прикосновение Гнозиса, как молодые побеги древнего дерева, мы совершаем совместное «бегство в Египет». Мы погружаемся в мистерию, дабы нам как чадам Божьим удалось исполнить наше задание в современном мире.

Ист. Египетский первоначальный Гнозис и его зов в вечном настоящем, провозглашенный и заново объясненный на основании «Изумрудной скрижали» и «Герметического свода» Гермеса Трисмегиста Яном ван Рэйкенборгом. Часть 1.