• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Герман Гессе (1877 – 1962 гг.)

Hermann_Hesse_2Герман Гессе (Hermann Hesse, 1877 – 1962) – выдающийся немецкий писатель, художник, лауреат Нобелевской премии (1946).

Его произведения, как и его жизненный путь, дают основания говорить о нём как о человеке, необычайно чувствительном к духовному миру, как о мистике в лучшем смысле этого слова. Чуткость и ранимость души писателя проявились еще в юношестве в отношениях с внешним миром и окружающими людьми. Впоследствии эта чувствительность не раз приводила Гессе к душевным кризисам, истории преодоления которых просматриваются «между строк» его произведений. В каждом из них Гессе раскрывает перед читателями свой непростой, по-настоящему мучительный поиск смысла человеческой жизни.

Гессе был талантливым юношей, а усердное самообразование успешно заменило ему образование академическое. И, что особенно важно, писатель был способен угадать скрытую за видимым миром духовную реальность и отчаянно стремился к ее познанию. При этом сам он говорил о себе: «Знающим я назвать себя не смею. Я был ищущим и все еще остаюсь им».

На мироощущение Гессе повлияли идеи пиетизма и восточной философии (его родители были миссионерами и часто бывали на Востоке). В раннем творчестве заметно влияние немецкого романтизма (в частности, Новалиса).

Мы не будем пересказывать биографию Гессе или пытаться анализировать его творчество. Мы хотели бы познакомить вас с наследием немецкого писателя, «предоставив слово» ему самому, то есть предложив читателю избранные цитаты и краткие комментарии к ним.

 

Избранные цитаты и комментарии


СИДДХАРТА (1922)

«Знание можно передать, мудрость же - никогда. Её можно найти, ею можно жить, ее можно сделать своим парусом, ею можно творить чудеса, но облечь ее в слова, научить ей кого-либо невозможно» (Сиддхартха).

Эти слова из романа о бывшем брахмане Сиддхартхе, желающем найти свой путь к Брахману, вобрали в себя основную мысль произведения Гессе и один из ключевых взглядов писателя: невозможно никого привести к Богу лишь через предоставленное ему теоретическое учение. Можно стать учеником великого посвященного, как это сделал Говинда, друг Сиддхартхи, но это вовсе не гарантирует кандидату непременного духовного продвижения. Если человек сам не совершает должных усилий, если сам он не «добывает» высшую истину из недр своей сокровенной природы, а лишь пытается усвоить полученный кем-то другим опыт, никакого развития не происходит. Понимая это, Сиддхартха покидает Будду и становится на путь личного духовного поиска и опыта. Нельзя не заметить, что Сиддхартха носит с великим Буддой одно имя – так Гессе указывает на то, что каждый человек может стать Буддой, то есть раскрыть в себе божественную сущность.

«Одну цель ставил себе Сиддхартха, одну - единственную: освободиться — освободиться от жажды, освободиться от желаний, освободиться от мечты, освободиться от радости и горя. Умереть в самом себе, убить свое «я», найти покой — с опустошенным сердцем, с освобожденной мыслью стать открытым чуду, такова была его цель. Когда собственное «я» будет преодолено и умрет, когда с последней болью умолкнет в сердце последнее желание — тогда должна проснуться та глубинная, сокровеннейшая сущность, которая уже больше не «я», но великая тайна».

Hermann_Hesse_3Известно, что творчество Гессе очень автобиографично. В слова главных героев, в их мировоззрение он вкладывает свой собственный взгляд на мир. Здесь, описывая поиск Сиддхартхи, Гессе раскрывает перед нами свое понимание духовного изменения, преображения: оно заключается в преодолении личностного «я», умерщвлении в самом себе всякого несовершенства, идущего от земной природы. Гессе очень близко это понимание, которое мы встречаем и в других его работах, где он стремится приблизиться к раскрытию сущности самого человека и его жизненного задания.

 

СТЕПНОЙ ВОЛК (1927)

«Человек не есть нечто застывшее и неизменное, а есть скорее некая попытка, некий переход, есть не что иное, как узкий, опасный мостик между природой и Духом». (Степной волк)

Это цитата уже из другого романа Гессе  – «Степной волк». Книга не случайно стала культовой: настолько Европа прониклась описанным Гессе поиском человека самого себя. В ней мы находим следующие глубокие строки о становлении в человеке нового, божественного сознания:

«Вместо того чтобы сужать свой мир, упрощать свою душу, тебе придется мучительно расширять, все больше открывать ее миру, а там, глядишь, и принять в нее весь мир, дабы когда-нибудь, быть может, достигнуть конца и покоя. Этим путем шел Будда, им шел каждый великий человек – кто сознательно, кто безотчетно, – кому на что удавалось осмелиться. Всякое рождение означает отделение от Вселенной, означает ограничение, обособление от Бога, мучительное становление заново. Возвратиться к Вселенной, отказаться от мучительной обособленности, стать Богом – это значит так расширить свою душу, чтобы она снова могла объять Вселенную».

Не можем мы пропустить и слова главного героя романа Гарри Галлера, которые приведем ниже. Но прежде заметим, что инициалы Г.Г. выбраны автором не случайно, ведь, как мы помним, главный герой Гессе – это, как правило, его «литературный двойник»:

«Мне думается, мы, люди, мы все, более требовательные, знающие тоску, наделённые одним лишним измерением, мы и вовсе не могли бы жить, если бы, кроме воздуха этого мира, не было для дыхания ещё и другого воздуха, если бы, кроме времени, не существовало ещё и вечности, а она-то и есть царство истинного».

 

ВНУТРИ И ВОВНЕ (Innen und Außen), рассказ, 1920

Не знакомы ли эти слова всем, кто слышит голос Бога в собственном сердце? Но как найти это «царство истинного»? Человек, без сомнения, ему причастен, и сам Гессе отчетливо чувствует это. Для Гессе путь к Истине – это путь совершенствования, путь изменения себя и своего сознания. Но какое оно – новое сознание человека, пробуждающегося к иной – высшей – реальности? Одну из мыслей на эту тему мы находим в рассказе о маге Эрвине и ученом Фридрихе, о противостоянии духовной магии и слепой для тонкого мира науки. Эрвин говорит, что быть магом значит перестать быть рабом своих желаний, своего «во мне», и стать их господином. Он обращается к ученому, из-за своего неведения презирающему истинное духовное, но при этом «ненаучное» познание:

«Что внутри — во внешнем сыщешь, что вовне — внутри отыщешь». Религиозный смысл этого тебе известен: Бог везде. Он заключен и в духе, и в природе. Все божественно, потому что Бог — это все, Вселенная. Раньше мы называли это пантеизмом. Теперь смысл только философский: деление на внутреннее и внешнее привычно нашему мышлению, однако не является необходимым. Наш дух обладает способностью вернуться к состоянию, когда мы еще не прочертили для него эту границу, в пространство по ту сторону. По ту сторону противопоставлений, противоположностей, из которых состоит наш мир, открываются новые, иные возможности познания («Внутри и вовне»).

 

ИРИС (1918)

Обратиться к глубинам собственной души – значит познать себя и через это весь мир. Самопознание постепенно меняет восприятие внешнего мира, очищает и просветляет его. Теперь все вокруг становится проводником к Духу, Его отражением и указателем на Путь.

«Всякое явление на земле есть символ, и всякий символ есть открытые врата, через которые душа, если она к этому готова, может проникнуть в недра мира, где ты и я, день и ночь становятся едины. Всякому человеку попадаются то там, то тут на жизненном пути открытые врата, каждому когда-нибудь приходит мысль, что все видимое есть символ и что за символом обитают дух и вечная жизнь. Но немногие входят в эти врата и отказываются от красивой видимости ради прозреваемой действительности недр» («Ирис»).

И в таком восприятии открывается самое важное…

«Это есть смысл нашего пребывания на земле: мыслить и искать и вслушиваться в дальние исчезнувшие звуки, так как за ними лежит наша истинная родина...»

 

ИГРА В БИСЕР (1943)

Но как много существует школ, учений и учителей, говорящих об этой «Родине», о вечной Истине! Как отличить золото от фальшивок среди всего этого многообразия? Так мы можем воскликнуть вслед за Гессе, вслед за его героями, например, вслед за Йозефом Кнехтом:

«Ах, если бы можно было обрести знание! – воскликнул Кнехт. – Если бы было какое-нибудь учение, что-то, во что можно поверить. Везде одно противоречит другому, одно проходит мимо другого, нигде нет уверенности. Все можно толковать и так, и этак. … Неужели нет истины? Неужели нет настоящего, имеющего законную силу учения? … 

Истина есть, дорогой мой! Но «учения», которого ты жаждешь, абсолютного, дарующего совершенную и единственную мудрость, – такого учения нет. Да и стремиться надо тебе, друг мой, вовсе не к какому-то совершенному учению, а к совершенствованию себя самого. Божество в тебе, а не в понятиях и книгах. Истиной живут, ее не преподают... («Игра в бисер»).

В последнем романе Гессе «Игра в бисер», который мы только что процитировали, с новой силой звучит тот же мотив, что и в «Сиддхартхе», написанном на  20 лет раньше. Йозеф Кнехт, главный герой книги, становится Магистром «республики ученых»  – ордена Касталии. Но на этой достигнутой им «вершине» он понимает, что созданный кастлийцами мирок с его культивацией высокого интеллектуализма совершенно оторван от жизни и не может служить реальной помощью человечеству. Мертвое интеллектуальное, книжное знание не только отрывает человека от земного мира, но и закрывает ему путь к познанию мира высшего… Человек, жаждущий истинного служения (заметим, нем. Knecht – «слуга», также переводятся и имена других героев – Иосиф Фамулус, Даса), не должен запираться в стены своей «касталии». Он должен выйти в мир с открытым ему сердцем, излучающим иное – не книжное – Знание.

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Hermann HesseВ этом кратком обзоре мы упомянули лишь несколько произведений из  интереснейшего наследия Гессе и надеемся еще не раз обратиться к нему в других наших материалах. 

При рассмотрении именно гностических мотивов творчества Гессе особенно важен «Демиан» (1919), который заслуживает отдельной статьи, впрочем, как и каждая из книг Гессе. Все они обращают читателя к глубоким размышлениям и, несомненно, заслуживают внимания человека, ищущего духовные ориентиры.

В «Степном волке» саксофонист Пабло произносит слова, с которым к каждому ищущему Духа читателю обращается сам Гессе.

«Вы мечтаете о том, чтобы покинуть это время, этот мир, эту действительность и войти в другую, более соответствующую вам действительность, в мир без времени. Сделайте это, дорогой друг, я приглашаю вас это сделать. Вы ведь знаете, где таится этот другой мир и что мир, который вы ищете, есть мир вашей собственной души. Лишь в собственном вашем сердце живет та, другая действительность, по которой вы тоскуете. Я могу вам дать только то, что вы уже носите в себе сами, я не могу открыть вам другого картинного зала, кроме картинного зала вашей души. Я не могу вам дать ничего, разве лишь удобный случай, толчок, ключ. Я помогу вам сделать зримым ваш собственный мир, только и всего».

Этими словами мы заканчиваем это наше первое знакомство с творчеством писателя и предлагаем вам продолжить его уже самостоятельно.

«Истинное призвание каждого состоит только в одном — прийти к самому себе». (Герман Гессе. «Демиан»).

 

Ссылки