• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Иоанн Креститель (I в.)

John_the_BaptistИоанн Креститель (I в н.э.) — предшественник Иисуса Христа, предсказавший Его пришествие и подготовивший его.

Об Иоанне сохранились достоверные исторические сведения, упоминания в Библии, апокрифах и в других источниках. Однако важно понимать, что образ пророка, как это почти всегда бывает в случае с библейскими образами, может быть понят и как аллегория.

Из Нового Завета извсетно, что Иоанн – пророк, предсказавший пришествие Христа и крестивший Его также, как ранее он крестил иудеев. Поэтому он известен как «Креститель». Нередко Иоанна называют также «Предтечей». Это определение впервые встречается у гностика Гераклеона, друга и ученика гностика Валентина. Слово «предтеча», как ясно из его этимологии, относится к тому, кто подготавливает условия для чего-то, кто выполняет свою работу, чтобы на смену ему мог прийти кто-то другой. И в том, что гностики называли Иоанна предтечей, кроется намного более важное содержание, чем то, что некий пророк Иоанн две тысячи лет назад предсказал явление Мессии.

Иоанн был благочестив и праведен настолько, насколько это возможно для человеческой природы. Он достиг максимального уровня земного развития, это величайший, самый чистый и самый достойный из смертных человек.

Однако на вопрос иерусалимских фарисеев он отвечает: «... стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1:26-27).

Иоанн понимает, что, несмотря на то, что он чист и праведен в высшей мере, он все же бесконечно далек от Него. В своем развитии он достиг верхней отметки, выше и лучше он стать уже не может, но того, что он достиг – недостаточно, чтобы наследовать Царствие. И всегда будет недостаточно, ибо свою земную природу человек преодолеть не в состоянии. Поэтому Иоанн провозглашает:

«За мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин. 1:15).

Иоанн понимает, что теперь, когда является Христос, он недостоин больше произнести ни слова. Его миссия и его задача были в том, чтобы приуготовить все возможности для того, чтобы мог прийти Божий Сын и проявить Свою власть. Теперь Иоанн должен отступить.

«...не я Христос, но я послан перед Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин 3.28-30).

Становится ясно, что образ Иоанна – это образ ветхого человека вообще, смертной личности, остановившейся перед рубежом, который она уже не может пересечь. Эта личность достигла предела развития, она не может прорваться дальше – в сферы Духа.

Так, в Евангелии от Фомы говорится:

«От Адама до Иоанна Крестителя среди рождённых женами нет выше Иоанна Крестителя».

Границы развития такой личности достигнуты, она не может больше сделать ничего, что приблизило бы ее к Богу, поскольку в силу своей небожественной природы она никогда Его не достигнет. Тогда к ней, несмотря на всю ее недостойность, обращается Христос – Божественная сила и любовь, желающая проявить себя, прийти на смену прежней личности. Поэтому Спаситель говорит:

«Тот из вас, кто станет малым, познает царствие и будет выше Иоанна»

«Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3: 13-15) – так спрашивает Иоанн, видя перед собой Иисуса. Божественная сила обращается к человеку, поскольку он – инструмент, с помощью которого может быть исполнен ее великий план. Этой Силой осуществляется истинное Крещение, когда ветхий человек, человек-Иоанн, отступает, чтобы Сын Божий мог вступить во власть: «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3: 2 -22).

Поэтому повествование об Иоанне Крестителе может быть понято мистериально: Сын Божий сможет проявиться в каждом человеке, если тот приготовит Ему место, если человек, подобно Иоанну, всю свою жизнь сделаем служением Тому, Кто грядет ему на смену.  Тогда, когда земное эгоцентричное «я» будет, образно говоря, обезглавлено, как был обезглавлен пророк Иоанн, явится внутренний Христос – Сын Божий.

 

Литература:


 

  • Рэйкенборг Я. Откровение Гнозиса в наши дни. [Пер. с нидерланд.] / Санкт-Петербург, 1997 - часть II, глава 5.

Илл. Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из Николо-Песношского монастыря, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва.