• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин (1770 – 1843 гг.)

Was ist der Menschen Leben - ein Bild der Gottheit.
(«Что значит жизнь человека? -
Образ божественного»).

Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин (Johann Christian Friedrich Hölderlin, 1770 - 1843) – немецкий поэт и мистик.

Hoelderlin_1792Гельдерлин был необыкновенно чувствительным человеком, склонным к мистическому восприятию действительности. Его ранимая душа, не находившая в мире приюта, тонко чувствовала жизнь - все светлое и темное в ней - и остро переживала превосходство второго над первым. Кроме того, поэт был крайне склонен к меланхолии, что, к великому сожалению, в конце концов сделало его жизнь трагической.

Некоторые исследователи жизни и творчества Гельдерлина определяют его восприятие мира как болезнь, которая постепенно развилась в окончательное безумие. Но нам не хотелось бы делать таких заключений. Душа Гельдерлина – это загадка, которая оказалась для этого мира слишком сложной. Его душа была прекрасна и чиста настолько, что, возможно, поэт действительно был безумен, но в библейском смысле – по отношению к этому миру, но не по отношению к высшему.

Гельдердин жил точно «без кожи» - настолько его восприятие было обостренным. Он замечал и осмысливал то, что люди обычно не замечают, и в повседневных вещах постигал глубинные смыслы. Облака на небе, полевые цветы, дуновение ветра – все это было для него не фоном жизни, а самой жизнью, желающей раскрыться и быть понятой.

Уже давно ты, тучей окутанный,
Повелеваешь мной, гений времени.
Вокруг всё дико, жутко в мире:
Всюду крушенье, куда ни гляну.

Ах! Я, как мальчик, в землю смотрю порой,
Нору ищу я, чтобы укрыться в ней,
Найти хотел бы я местечко,
Где бы не властвовал ты...

("Дух времени" в сокр.)

Поэтому Гельдерлин с большим трепетом относился к природе, видя в ней многообразие божественных откровений. Читая его стихи, нельзя не вспомнить «Ирис» Гессе – повествование о юноше, который мог видеть сокрытые в цветах, деревьях, ручьях божественные знаки... Так и Гельдерлин осмысливал мир поэтически, он читал его, как поэзию Высших Сил.

При этом Гельдерлин понимал, что мир этот несовершенен и преходящ, что время и смерть царят в нем и от их власти никто не свободен, и сам человек в этом мире является странником…

«…все на земле приходит и уходит в свой черед, и при всей своей исполинской мощи человек не в силах ничего удержать. Я видел раз, как ребенок ловил ручонками свет луны, но свет спокойно продолжал свой путь»

Lauffen-Unbekannt-1840И тем не менее Гельдерлин ценил красоту мира и с благодарностью относился к земной жизни.

Но человеческий мир Гельдерлину был чужд и непонятен. Люди, проживающие свой век в погоне за ложными ценностями, разучились видеть в мире Бога. Некоторые из них говорили даже, что Бога нет. И кто же тогда действительно безумен – Гельдерлин, прозревающий духовные глубины бытия, или люди, отрицающие существование Всевышнего, который пребывает всюду? 

Во многих стихотворениях поэта звучит его горькое сожалению о судьбе человечества. Но это не значит, что Гельдерлин не любил людей. Он верил, что человечество сможет преобразиться, обратиться к возвышенным духовным идеалам и начать иную жизнь – жизнь в единстве и любви, исходящей из зрелости душ. Поэтому Гельдердерлин пишет:

«…больше всего я люблю представлять себе мир единой семьей, где каждый, не задумываясь, почему он так поступает, ладит со всеми и живет на утешение и на радость другим просто потому, что это ему по сердцу…»

Недостижимость этого идеала мучила поэта. Он смотрел на окружающую жизнь с непониманием: как люди могут причинять своим душам такой вред? Как они могут предпочитать материальное духовному? И как они могут не чувствовать обращение Бога к каждой душе – зов, который звучит непрестанно для всего человечества?

Этим неприятием действительности объясняется попытка Гельдерлина найти духовные основы не в современной ему действительности, а в Древней Греции. Однако главные надежды поэта были связаны все же не с прошлым, а с будущим – с новой жизнью, для которой однажды созреют люди.

Нам хотелось бы закончить рассказ о Гельдердине его стихотворением «К розе» в русском переводе. Роза – прежде всего символ раскрывающейся души. Но если земная роза однажды увянет, то Роза сердца – божественная душа – раскрывшись однажды, не умрет никогда.

В лоне матери-природы
Мы бессмертны: ты и я -
Нестареющие всходы
Королевы бытия.

Роза, пусть нам вихрь осенний
Обрывает лепестки -
Вновь распустятся в цветенье
Жизни вечные ростки!

Ссылки

Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин на сайте Стихи.ру (Переводы)

Илл.

Friedrich Hölderlin, Pastell von Franz Karl Hiemer, 1792
Hölderlins Geburtshaus auf einer Bleistiftzeichnung um 1800 von Julius Nebel