• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Исихазм

Исихазм (др.-греч. «исихия» «тишина») — направление восточной христианской мистики. 

Цель исихазма – богопознание и обожение человеческой природы, трансформация ее от смертного состояния до природы божественной (по образу самого Христа), до состояния богоозаренной Души. Исихасты рассматривают библейский эпизод преображения Христа как указание направления внутренней духовной работы, ведущей к тому, что Фаворский Свет воспламеняется в сердце самого человека. Эта мистерия возможна благодаря сокрытой в глубине человеческой сущности духовной искре. Чтобы позволить ей разгореться, исихаст отрекается от иллюзорных благ этого мира, открывает свое сердце для божественного света и постепенно очищается им.

Григорий Палама (1296—1359)Так, благодаря устремленности души к Богу и постоянном сосредоточии на Нем, человек постепенно освобождает в самом себе место для чудесного воскресения внутреннего человека, внутреннего Христа. В соответствии с евангельскими словами, такой преображенный человек истинно «рождается свыше». Он пребывает в Боге, полностью отдает себя Его воле и силе, становится единым с Ним. Как говорил об этом исихаст Григорий Палама (1296 — 1359):

Мы должны всецело себя превзойти и отдать себя Богу полностью, ибо лучше принадлежать Богу, нежели самим себе.

Очищенное сердце прозревает Бога во всем, оно само из себя познает Истину, оно пылает, как неописуемый Фаворский Свет, или, как выразил это Игнатий Брянчанинов, «пребывает как раскаленная Огнем». В безмолвии, внутренней тишине и уединении, вдали от суеты мира исихасты шли к этому и достигали великих духовных высот.

Желающим ближе познакомиться с исихазмом мы рекомендуем в первую очередь сборник «Добротолюбие», многие произведения которого сияют перед нами как многоценные драгоценности восточно-христианской мистики.

 

Илл. Григорий Палама (1296 — 1359), создатель философского обоснования практики исихазма.

 

Ключевыми цитатами исихастов из Священного Писания являются:


  • «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк, 17:21)
  •  «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф, 5:48)
  •  «Когда молишься, войди в клеть твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему втайне» (Мф, 6:6)
  •  «Хочу лучше сказать пять слов умом моим в церкви, нежели тьму слов на языке» (ср.: 1 Кор. 14: 19)
  •  «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (ср.: 1 Кор. 6:17)
  •  «Всё же обнаруживаемое делается явным от света, ибо всё, делающееся явным, свет есть» (ср.: 1 Еф. 1:13).