• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Иоганн Рейхлин (1455 – 1522 гг.)

johannes-reuchlinИоганн Рейхлин (1455 – 1522 гг.) – один из крупнейших немецких христианских гуманистов, знаток еврейского языка и еврейской теологии.

Рейхлин призывал людей изменить свойственное догматическому мышлению отношение к Библии через осознание необходимости глубокого размышления над ее содержанием. Он считал крайне важным воспринимать Библию как живое Божественное Откровение, а не как мёртвый текст, который требуется заучивать без понимания.

Иоганн хотел приблизиться к изначальному христианству через изучение ранних христианских источников, еще не искажённых поздними толкованиями. Через это прикосновение к истокам он считал возможным очищение и преображение христианской религии, восстановление ее изначального смысла.

И. Рейхлин был одним из первых неевреев, в совершенстве освоивших еврейский язык, изучая его сначала в Париже, а позднее в Италии. В 1507 г., когда начались нападки на евреев и их религию, И. Пфефферкорн издал "Der Iudenspiegel" (Еврейское зерцало), в котором требовал сжечь все книги противные христианству. Ратуя за свободу мысли и уважение к культурным ценностям И. Рейхлин написал памфлет "Глазное зерцало" ("Augenspiegel", 1511), вызвав тем самым бурю негодования католиков. Этот литературный конфликт "Пфефферкорн - Рейхлин" по праву считается высшей точкой немецкого гуманизма.

Иоганн Рейхлин не раз в своей сатире критиковал современную церковь за невежество и бездуховность, отрицательно относился к схоластике и академическому богословию. За эти взгляды гуманист многократно обвинялся в ереси, но относился к этим обвинениям спокойно, поскольку связь со Христом справедливо не считал тождественной связи с церковью. 

Большое влияние на Рейхлина оказал мистицизм эпохи Возрождения и платонизм Академии Марсилио Фичино. Изучая и осмысливая наследие Платона и Плотина, Рейхлин осознал тесную связь неоплатонизма, христианства и каббалы. По его мнению, все эти духовные направления имеют общий исток – Универсальную Мудрость, исходящую от Бога для выставления связи между Ним и Человечеством. Именно в  этом восстановлении связи Рейхлин и видел смысл и цель земной жизни.

Литература:

  • Иоганн Рейхлин написал трактаты «De verbo mirifico» (1494), «De rudimentis hebraicis» (1506)«De arte cabbalistica libri V» (1517), в 1518 г. — исследование об ударениях и орфографии еврейского языка.
  • Лучшая монография о Рейхлине - Л. Гейгер «Johann Reuchlin, sein Leben und seine Werke» (Лейпциг, 1871).