• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Джофра Босхарт (1919 – 1998 гг.)

johfra-bosschart-1 Джофра Босхарт (Johfra Bosschart, 1919 - 1998) - голландский художник, творчество которого проникнуто живым чувствованием духовного мира и глубоким пониманием гностических идей. Его картины невозможно просматривать бегло. Они как будто «светятся» изнутри и очаровывают своими сюжетами, в каждом  из которых находит отражение духовный опыт автора.

Творчество Джофры открывает дверь в иные сферы, непостижимые, возвышенные и, в то же время, близкие каждой Душе. Оно доказывает, что искусство – один из способов поделиться собственным постижением Божественного Откровения.

Его работы можно условно разделить на несколько серий, каждая из которых полна высокой мистики и символизма. Джофра испытал сильное  влияние астрологии, каббалы, неоплатонизма, изучал герметизм, что легко заметить, знакомясь с его творчеством.Так, в серии «Зодиак» художник отразил духовные аспекты астрологии. Он обращался также и к мифическим сюжетам и образам, к различным легендам.

Но большинство картин Джофра писал, вдохновленный гностическим учением Духовной Школы Розенкрейца, учеником которой он был долгие годы.

Эти работы иносказательно, в художественной форме рассказывают о великих мистериях, через которые проходят ученики. Так, чудесный цветок, раскрывающийся среди каменистых гор, символизирует пробуждающуюся Душу (De wonderbloem ,1954), а рыцарь, направляющийся к замку Грааля, сияющему вдалеке неземным светом (Graalburcht met ridder, 1958) – образ человека, ищущего путь к Духу, как и тянущаяся к Свету Светов Пистис София («Pistis Sophia», 1959).

Каждая картина, написанная для Lectorium Rosicrucianum, достойна внимательного изучения. В них нет ни одной лишней детали: все важно и символично. В этом можно убедиться, рассматривая, например, триптих «Unio Mystica» (1973). Картину «Гермес Трисмегист» («Hermes Trismegistos», 1972) можно назвать «иллюстрацией» процесса трансфигурации. Не менее интересно изображение «Жены Апокалипсиса» («De apocalyptische vrouw en het beest», 1961), возносящей новорожденного божественного младенца, спасенного от олицетворяющего земной мир Дракона, в Царствие Небесное – это образ рождения Света в человеческом сердце, почерпнутый художником из Откровения Иоанна Богослова.

johfra-bosschart-2Становится ясно, что основной мотив картин Джофры в период его ученичества в Школе Розенкрейца – освобождение Души из материального мира и ее возвращение в Небесный Дом. Мы видим, как из гробницы диалектики восстает Изначальный Сын Божий - «Сын змей» («Zoon der slangen», 1955), как перед нами предстает возносящийся к Свету бывший узник материи, ныне же он – Воскресший («Resurrection», 1988). Новый Человек оставляет своё старое природное тело, и Его встречают сонмы братьев и сестер («Crossing over», 1989), в то время как внизу, в материи, еще пребывают люди, чье восхождение к Свету еще впереди («Assault», 1973).

Джофра – автор иллюстраций к «Алхимической свадьбе Христиана Розенкрейца» («Alchemische bruiloft C.R.C.» , 1968) – известному розенкрейцеровскому манифесту Валентина Андреэ. В 2015 году эта книга, с комментариями Яна ван Рэйкенборга, была издана на русском языке, иллюстрации Джофры в ней сохранены.

Ссылки


Приглашаем вас посетить его официальный виртуальный музей (http://www.johfra.nl/)

С некоторыми картинами и их краткими описаниями вы можете ознакомиться в разделе "Искусство" нашего сайта.