• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Наука

« Назад

Конференция «Россия и гнозис», 24 — 25 марта 1998 года  24.03.1997 15:11

Россия и гнозис: Материалы конференции, 25 — 26 марта 1997 г. / Под ред. Т.Б. Всехсвятской и А.Г. Петрова. - М.: Рудомино, 1998.

 

Александр ПЕТРОВ
директор Культурного центра ВГБИЛ

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

От имени руководства Библиотеки иностранной литературы приветствую всех участников конференции «Россия и гнозис». Ее тема представляется нам чрезвычайно актуальной. И вот почему. В последнее время во всем мире наблюда­ется заметный рост интереса к гностическим идеям, из небытия появляются все новые и новые гностические тексты, их переводы на европейские языки, новые исследования ученых, новые открытия и новое понимание самих гностических идей. Как ни вспомнить тут библейское «все тайное станет явным». Похоже, этот процесс сейчас, с наступлением эпохи Водолея, набирает силу, и на рубеже второго и третьего тысячелетий мы станем свидетелями еще более удивительных открытий и откровений в области гностицизма — «знания сердца», по определению раннехристианского гностика Валентина.

Как показали наши предыдущие конференции, начиная с первой, проходившей в библиотеке ровно четыре года назад под названием «500 лет гностицизма в Европе» и вызвавшей огромный интерес в Москве и Петербурге, Россия также никогда не была чужда этому «знанию сердца». Гностические идеи, гностическое мировоззрение, гностические образы можно встретить, в русских народных сказках и русском зодчестве, живописи и музыке, в сохранившихся фрагментах русской дохристианской религиозно-философской мысли и духовных движениях, произведениях русских поэтов, писателей, философов.

Правда обо всем этом, надо честно признать, мы сегодня знаем не так уж много, тут еще столько неисследованного, неизвестного, что правильнее было бы сказать, что наша наука находится пока лишь на подступах к этой богатейшей, интереснейшей, таящей в себе удивительные открытия теме — «Россия и гнозис».

В связи с этим хочу обратить ваше внимание на название нашей первой секции «Дохристианский гнозис». Изначально мы планировали назвать ее «Дохристианский гнозис на Руси» и посвятить ей весь первый день конференции. К этому нас подвигло прошлогоднее выступление Вячеслава Всеволодовича Иванова, который обратил наше внимание на мало исследованное наукой обстоятельство — влияние центрально-азиатского гностицизма, распространенного вдоль «Шелкового пути», на религиозно-философскую мысль древней Руси. При этом Вячеслав Всеволодович выразил убежденность, что так называемое русское язычество было на самом деле куда более глубокой, сложной религией, чем ее обычно представляют, религией, вобравшей в себя многие гностические идеи, испытавшей на себе влияние манихейства и богомильста.

Вдохновленные этими доводами ученого, мы ринулись на поиски исследователей обозначенной темы и... таковых не нашли. Возможно, мы плохо искали, но, скорее всего, Всячеслав Всеволодович оказался прав и в другом — заинтересовавшая нас проблема не только малоисследованная, но и мало исследуется. Выручил нас Евгений Сергеевич Лазарев, не только, как и мы, загоревшийся этой темой, но и подготовивший на основе собственных изысканий доклад к нашей конференции, который вы сегодня услышите. Впрочем, мы не теряем надежду, что такие исследователи на наших конференциях появятся, поскольку библиотека не только организует дискуссии, но и, несмотря на весьма сложное финансовое положение, которое испытывают сегодня все учреж­дения культуры, регулярно издает материалы своих конференций и, по возможности, распространяет их среди российских библиотек.

Но как ни интересна и ни важна сама по себе проблема дохристианского гнозиса в Древней Руси, ею тема нашей конференции, безусловно, исчерпываться не может, поскольку Гнозис, идеи гностицизма в духовной жизни России прослеживаются на всем пути ее исторического развития, чему мы, уверен, получим очередное подтверждение в представленных докладах. Пожелаем же друг другу плодотворной работы на конференции.