• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Луций Анней Сенека (4 до н. э. – 65 н.э.)

Луций Анней Сенека Луций Анней Сенека (4 до н. э. — 65 н.э.) — римский философ, один из величайших представителей стоицизма.

Представителей стоической философии волновали вопросы: как следует жить в мире, где неизбежны постоянные изменения и потрясения, как быть счастливым, осознавая собственную смертность, как прийти к абсолютному душевному покою и радости, которую не сможет отнять внешний мир?

Философия Стои прошла долгий путь эволюции, и об учениях наиболее выдающихся стоиков мы хотели бы поговорить в отдельных статьях. На наш взгляд, стоическая философия достигла своего расцвета в философии Сенеки, со взглядами которого мы хотели бы сейчас познакомить читателя.

Сенека искал возможности практического применения философии и различал «мудровствование» от «мудрости».  Истинная философия, подчеркивал он, «учит делать, а не говорить», поскольку от абстрактных рассуждений человеческой душе нет никакой пользы. Философия, полагал Сенека, должна объяснять человеку, как ему следует жить, чтобы обрести истинное – непреходящее, не зависимое от внешних событий – счастье.

Сенека хорошо знал, о чем пишет: жизнь его проходила в непростое для Рима и всего мира время. Но и собственная судьба философа была очень сложной: он многократно подвергался гонениям и по велению своего бывшего ученика Нерона, ставшего императором, в конце концов был вынужден покончить с собой.

И все же Сенека верил, что в мире, где все подчинено закону рождения, расцвета, старения и смерти, счастье возможно и достижимо. Но его источник должен заключаться не в чем-то внешнем, а внутри человека. «Не считай счастливым того, кто зависит от счастья», – повторял философ. Тот, кто не обладает внутренним покоем души, кто не освободил свою душу от аффектов, страстей и желаний, не может быть счастлив. Только когда душу не задевает ничто, что происходит вокруг в бурлящем мире, когда она день за днем очищается и преображается, человек начинает ощущать радость, которой он прежде не знал. Эта радость дается ему, поскольку он приближается к Богу, становясь достойным познавать Его.

При этом человек, сохраняя спокойное и мудрое отношение к жизни, не становится бессердечным и равнодушным, он просто знает, что жизнь его выстроена на нерушимой основе. Он знает и то, что мир управляется промыслом Божиим, и доверяет этому промыслу, зная, что тот ведет его и все человечество к благу.

Сенека учил о дуализме, даже противостоянии души и тела.  «Душа — это Бог, нашедший приют в теле человека» - такое определение давал философ. Плоть же – это оковы души, выступающие источником страстей и зла. Только вне тела душа может вести подлинную жизнь и взойти к Богу. Но до того момента, когда она покинет свою смертную оболочку, она должна трудиться здесь, в земном мире, над своим очищением.  Божественное милосердие непрестанно помогает ей в этом.

Учение Сенеки, как мы можем видеть, очень близко христианству и исторически оно подготовило для него путь. Неслучайно в истории философии за Сенекой закрепилось определение «дядя христианства».

 

Факты из жизни


  • Сенека Луций Младший - сын Сенеки-старшего, знаменитого поэта, философа и государственного деятеля. Местом его рождения стал г. Кордуба. Отец, хоть сам был философом, но придерживался традиционных взглядов, считая, что практические дела важней философии. Поэтому делал все возможное, чтобы сыновья добились успеха в карьере политиков. Из-за этого он переехал с сыновьями в Рим, где Сенека-младший изучал науку. Его учителями были такие стоики, как Аталла, Секстий и пифагореец Сотион.
  • Рубенс_Питер_Пауль_Смерть_Сенеки.jpgПри правлении Тиберия, приблизительно в 33 г. он стал квестором. Будучи членом сената, Сенека стал во главе оппозиции. Он выступал против деспотизма императоров, обличая их действия. В 37 г. он уже был известен как оратор, писатель и сенатор. Поэтому пришедший к власти в этом году император Калигула решил от него избавиться. От смерти Сенеку спасло вмешательство одной из наложниц императора. Император согласился даровать ему жизнь, считая, что он не проживет долго из-за слабого здоровья.

  • При правлении императора Клавдия I в 41 г. его отправляют в ссылку на Корсику, где он проведет 8 лет. Причиной стала его причастность к заговору против императора. Вернуть его из изгнания снова ко двору помогла супруга императора Агриппина. Он был приглашен как наставник к ее юному сыну Нерону. Сенека становится с 49 по 54 годы его воспитателем. После того, как отравили Клавдия, он оказывается в числе первых государственных лиц. Он становится советником, решения которого влияют на политическую жизнь страны. С 57 г. он занимает наивысшую должность, которая возможна - место консула. Он занял не только высокое положение, но и стал очень богатым человеком. Но его отношения с Нероном постепенно стали ухудшаться. В 59 г. он был вынужден составлять текст для Нерона, который оправдал бы убийство матери, что сделало пропасть в их отношениях еще больше. С 62 г. Сенека решил уйти в отставку, отав Нерону и все свое огромное состояния.

  • В 65 г. он стал участником заговора против императора, который возглавил Пизон. О заговоре узнал Нерон, и для него это был шанс избавиться от Сенеки навсегда. Он предложил выбрать способ смерти, после чего Сенека вскрывает вены.

  • Свои идеалом Сенека видел мудреца, который мог быть духовно свободным от всего и служил бы образцом подражания для всего общества.

 

Илл. Питер Пауль Рубенс. «Смерть Сенеки», 1612-1613 гг.