• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Манихеи

СВЕТОВОЕ СОКРОВИЩЕ МАНИ

Животворящий Дух
Поднимает Изначального Человека
из битвы
подобно жемчужине,
которую поднимают из моря.

(Фрагмент из Кефалайя)

Мани_и_его_последователиЕдиная и непрерывающаяся цепь служителей Иерархии Христа составлена из многих звеньев, из многих школ, существовавших и существующих в мире ради спасения павшего человечества. Братство манихеев было одним из этих звеньев, продолжавшим великий Труд своих предшественников.

Манихейство – гностическо-христианское учение, возникшее на Востоке в 3 веке н.э. Его основателем был Мани [1] – один из величайших посланников Гнозиса.

В этой статье мы хотели бы не рассказывать теорию учения, а познакомить читателей с манихейскими текстами [2], оставленными нам как свидетельство силы и славы наших братьев. По ним легко составить представление о том, что несли миру манихеи и куда был направлен их путь.

Я, Мани, апостол Иисуса Христа волею Господа,
Отца Истины, от Которого я происхожу,
Который живет и пребывает вечность,
Бывший прежде всего, Тот, Кто будет после всего,
Всё, что стало и что будет,
Существует благодаря Его силе.
От Него я происхожу.
От Его воли я есть.
Им открыта мне вся истина.
И потому я – от Его истины.

Эту истину сделал я известной тем, кому со мной по пути.
Мир возвестил я детям мира.
Надежду проповедовал я бессмертному роду.
Я сделал выбор и указывал путь к вершинам тем,
кто может взойти в этой истине.

Я записал это бессмертное Евангелие
и вложил в него великие мистерии.
О великих трудах поведал я
и о высочайших знаках исполненных силы тайн.

То, что открыл мне Бог, изложил я тем,
кто тоскует по истине.
Я дал им свидетельства истинного видения
и величественного откровения, которому я стал причастен.

Это пролог из Евангелия Мани, Кёльнский кодекс.

Казнь Мани 1315Мани предстает здесь перед нами как один из тех, кто призван по воле Божией указывать людям Путь возвращения. Заметим, что пророк обращается к своим последователям не от своего лица, он не учит от себя, напротив, он ясно говорит, что он лишь свидетель, его цель – передать людям то, что ему было открыто Богом. Мани говорит: путь истины существует, он нашел его и указывает на него. Но каждый должен сам последовать этим путем, каждый должен сам его пройти! Это путь из темницы, из юдоли пленения, это путь к изначальному Свету.

В гимнах манихеев мы видим два основных мотива, на которые читать сможет обратить внимание во время знакомства со «световым сокровищем Мани». Первый из них - ощущение тяжести пребывания в материи, второй – предчувствие Иной жизни с Богом и в Боге, исполненное благодарности и любви к Отцу. Это предчувствие, этот непосредственный контакт с божественной силой, ощущение своей причастности Духу делают земную жизнь мучением:

Я тоскую по тому,
Чтобы оставить физическое тело
И стать подобным распускающейся розе,
Которую срывают в лучах рассвета,
Чтобы она оказалась в руках человека,
Который хорошо понимает свою работу.
Слово «Иисус» проникло в меня.
Я отбросил ничтожное одеяние плоти.

Или, в другом гимне:

Подобно птице в клетке
Я пребываю в теле смерти.
Я не был слугой тех хищных птиц,
Что вырвали мне перья.
Они не стыдились своей злобы,
Когда я стремился к голубятне света.

Но эти гимны призваны не только и не столько подчеркнуть плачевное состояние павшего человечества. Они призывают осознать свое пленение не для того, чтобы отчаиваться и проклинать мир: они призывают возвыситься из мира и вернуться к Отцу. Это возвышение не может произойти через одну лишь физическую смерть – не к такому освобождению призывает Мани. Его весть – весть о возможности преображения человека, благодаря которому становится возможным возвышение в Свет. Таким образом, Мани призывает не сокрушаться о своем греховном, вырожденном состоянии, а изменить его.

Сияй, о Душа!
Поднимись вверх
К обществу Богов,
Которое ты оставила в начале.
Он явится перед тобой,
С ликом, исполненным радости.
Он омоет и очистит тебя
Своими чудесными каплями росы.
Он поставит твою ногу
На путь Истины.
Он наделит тебя крыльями света
Как парящего орла,
Который поднимается в сияющий эфир.

В другом гимне:

О Душа, пробудись!
Вспомни о своем эоне.
Откуда ты происходишь?
Ты – с вышины.
Ты чужестранка в этом мире,
Гость на земле человеческой.
У тебя есть дом в вышине,
Твои шатры радости,
Твой истинный Отец-Мать,
Твои истинные братья.
Ты борец.
Ты овца, блуждающая по пустыне.
Твой отец, твой пастух ищет тебя.
Вспомни о твоем эоне.
О Душа, не забывай твою истинную сущность.
Потому что все охотятся за тобой,
И прежде всего охотники царства смерти.

Осознание того, что победа близка, понимание, что разлуке с Отцом скоро будет положен конец, делает гимны исполненными радости, благодарности и хвалы. Они звучат как песнь победы, как песнь пилигрима, увидевшего, наконец, конечную Цель своего пути. Эта Цель не находится где-то вдали, она уже здесь, она уже явлена нам. То, что мы ищем, постоянно находится рядом с нами:

Мистерия Света
И мистерия тьмы
Каждый день проявляются в творении.
Но люди
В своем заблуждении
Не могут этого понять.
Они не могут различить
Мистерию Света
От Мистерии тьмы.
На это указывал
Спаситель Своим ученикам:
«Поймите, что находится перед вами
И тогда сокрытое откроется вам!»

Эти слова обращаются ко всем нам. Победа Духа свершается вне времени: вне времени звучит ликование тех, кто вернулся, и ликование тех, кто вновь встречает заблудших. Утешающее послание гимнов Мани обращается к нам сквозь века. Оно так же живо, так же актуально для нас, как и сотни лет назад. Да будем все мы найдены достойными пребывать в этом Свадебном Зале, Зале Славы и Величия Духа.

Боритесь, о Сыны Света!
Еще немного, и вы победите.
Кто сбросит с себя иго,
Утратит Свадебный зал.
Никакого горя не будет больше,
Если вы получили с Венцом
Святое крещение.
Так я снова
Стал Сыном Божиим.
Даже я.

После того, как мы смогли показать вам отблеск «Светового сокровища», дошедшего нас из древних времен, мы должны сказать: труд манихеев еще не завершен. Он не был завершен и катарами, ближайшим к ним звеном Цепи Освобождения, а также и последующими братствами. Этот Труд, эта Святая Работа будет завершена лишь тогда, когда последняя заблудшая Душа сможет вернуться к Своему Истоку. Нам остается лишь пожелать друг другу скорого наступления этого момента и силы, чтобы ежечасно его приближать. 

 

Прим.:


[1] Мани (216 — 273 или 276 гг.) — духовный учитель, основатель манихейства, выдающийся древнеперсидский художник и поэт.

[2] Тексты переведены с немецкого языка учениками Духовной Школы Золотого Розенкрейца по книге «Mani`s Lichtschatz» (прим. - «Световое сокровище Мани» или «Cокровище света»), изданной издательством Rozekruis Pers в 1999 году.

Мани и его последователи. Фреска. VIII—IX век.

 

Казнь Мани. Миниатюра из «Шахнаме» Демотта. 1315 г. Тегеран, музей Ризы Аббаси