• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Марсилио Фичино (1433 – 1499 гг.)

Marsilius_Ficinus_2.jpgМарсилио Фичино (1433 – 1499 гг.) – итальянский философ, один из главных представителей герметической философии эпохи Возрождения.

Жаждущий самостоятельного постижения истины и искавший живой связи с Богом, Фичино относился крайне негативно к господствовавшей в его время схоластике – догматическому богословию, с духовной точки зрения абсолютно мертвому.

Фичино с большим интересом изучал наследие древней мудрости, в особенности Гермеса Трисмегиста. Именно Фичино перевел на латыньи  опубликовал большинство трактатов Так Герметический корпус стал доступным широкой общественности Европы.

Особый интерес у Фичино вызывали идеи Платона. Он не только перевел на латынь все труды античного мыслителя, но и комментировал многие из них.

С неоплатонизмом Фичино познакомился через труды византийского философа Плифона, из которого впоследствии многое заимствовал, в том числе и учение об эманации Бога. Под влиянием неоплатонизма Фичино основал в Кареджи «Платоновскую академию», в которой благодаря работе итальянских гуманистов, философов и литераторов изучался платонизм и неоплатонизм, а также древнее и античное духовное наследие.

При своем интересе к мистериям Древней Греции и Древнего Востока, Фичино не отказывался от христианства, считая христианское учение божественным откровением. Однако философ различал изначальное учение Христа и христианскую религию с ее догматизмом.

Фичино считал что, существует универсальное учение, которое проявляется различным образом в различные времена и эпохи. Бог приходит к людям через своих посланников, и Христос был лишь одним из них. Фичино не считал христианство «единственно истиной» религией: также Гермес, Орфей, Зороастр, Пифагор и Платон, равно как и многие другие мудрецы, были посланниками Бога. А божественная Истина отражается в учении каждого из них и изучение их наследия может приблизить к этой Истине тех, кто жаждет ее.

Философия дает человеку возможность познать Божественную Истину. - эти взгляды Фичино отличают его от схоластов, рассматривавших философию только как "упражнения для ума". В своей метафизике Фичино подчеркивает, что человек, находясь между высшим (божественным) миром и материей может как пойти по пути духовной эволюции, так и застыть, отказавшись раскрывать в себе божественное начало. К этому раскрытию философ стремился сам и призывал своих многочисленных учеников и последователей. В их числе был и другой философ-мистик Ренессанса - Джованни Пико делла Мирандола.