• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Майстер Экхарт (1260 – 1328 гг.)

MeisterМайстер Экхарт (нем. Meister – учитель , 1260 – 1328) – немецкий теолог,  философ и мистик.

В центре внимания Экхарта – природа Бога и Абсолюта, Божества, стоящего за Богом. Безличное Божество невыразимо и неописуемо, недоступно для восприятия и постижения. Через познание Самого Себя Божество становится Богом – вечным бытием.

Согласно Экхарту, человек может познать Бога, поскольку в нем сокрыта «божественная искра» из духовного мира. Чтобы эта частица могла развиваться, человек должен освободить ей пространство, смиряя свою волю, личностные интересы и цели. Необходимы самоотдача, полный отказ от всего мирского, от всех чувственных образов, в том числе и образов воплотившегося Христа, от всех представлений о Нем, о Боге, о Его Царствии, поскольку все это – тварное, мирское. Когда происходит обращение от внешнего в глубины собственной души, пробуждается истинный «внутренний человек», который в действительности ближе, чем любая вещь тварного внешнего мира. Однако это не ясно до тех пор, пока все внимание человека сконцентрировано на внешнем и мирском, а не внутреннем и духовном: «Бог к нам близок, но мы далеки. Бог внутри, но мы снаружи».

На духовном пути, возможном благодаря самоотречению и забвению «Я», постепенно будет совершаться мистерия преображения: «божественная искра» разгорится и душа сможет вступить в Царствие Божие, слиться с Богом. Это есть цель духовного пути, достижение которой возможно благодаря милости Бога и духовной работе человека.  Таким образом, согласно Экхарту, смысл человеческой жизни заключается в познании Бога и возвращении к Нему.

Экхaрт – первый из «рейнских мистиков» – был учителем Таулера и Сузо. Влияние Экхарта на последующих мистиков и духовные течения будущих веков очень велико.

На русском языке издана книга «Духовные проповеди и рассуждения», содержащая многие его проповеди и размышления:

«Чтобы быть вместилищем для Бога и позволять Богу действовать в себе, человек должен освободиться от всех вещей и действий, как внешних, так и внутренних. Человек должен быть нищим до такой степени, чтобы в нем не осталось места, в котором мог бы действовать Бог, ибо отводить место Богу означает поддерживать различие. Человек должен быть столь бескорыстным и свободным от самонаблюдения, чтобы он не ведал, что Бог свершает в нем».

«Когда нет больше времени, это и есть свершение времен. Когда дня больше нет, тогда свершен день. Поистине, где должно свершиться это рождение, там должно исчезнуть всякое время; ибо нет ничего, что бы так препятствовало этому, как время и творение».