• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Николай Кузанский (1401 – 464 гг.)

Николай Кузанский: «ученое незнание»

«… не будет более совершенного постижения,
 чем явить высшую умудрённость в собственном незнании».

Распятия с Николаем КузанскимНиколай Кузанский, настоящее имя — Николай Кребс (Krebs) (1401—1464 гг.) — немецкий теолог, философ и мистик.

Николай Кузанский смог постичь многие фундаментальные законы земного миропорядка и поэтому по праву  может считаться один из величайших мудрецов и мистиков.

В нашем мире, учил философ, мы видим постоянную борьбу противоположностей. То, что мы называем добром и злом, тесно переплетено, день сменяет ночь, любовь – ненависть, рождение, развитие и расцвет заканчивается смертью. Во всех сферах жизни происходит вечное взаимодействие двух противоположных начал. Это то, что Гераклит (и спустя века Гегель) называли диалектикой. Гармонии между противоборствующими силами быть не может: противоположности пребывают в вечной борьбе. Но в Боге все эти противоположности находятся в единстве и гармонии. В Нем они совпадают (coincidentia oppositorum). «...бесконечность заставляет нас полностью преодолевать всякую противоположность…» - писал Николай Кузанский.

Людям это совпадение, однако, представить достаточно сложно. Николай Кузанский подчеркивал: земное сознание не может вместить Бога, Он недоступен для понимания человеческим ограниченным умом. Поэтому философ говорит о «мудром (или ученом) незнании» - осознании ограниченности познания божественных истин земным неготовым человеком. Здесь вспоминаются слова Сократа: «я знаю, что я ничего не знаю». Также и цитата из «Алхимической свадьбы Христиана Розенкрейца» указывает нам на истинность и глубину мысли Николая Кузанского:  «высшая мудрость – это не знать ничего».

В своих размышлениях о Боге Кузанский часто обращался к математическим, геометрическим понятиям, чтобы хотя бы как-то говорить о Его величии. Так, Бога он называет «абсолютным максимумом», из которого разворачивается весь мир (внимательный читатель увидит здесь влияние неоплатонизма). Поэтому, учит философ, Бог пребывает во всем в мире и все в мире пребывает в Боге. Все есть Бог.

Человек не способен познать Бога лишь в своем земном состоянии. Ведь человек, согласно Кузанскому, не только тело из плоти и крови, но микрокосмос – «малый мир», изначально созданный богоподобным. Преображающая сила Христа, соединяющая мир и Бога, Бога и человека, делает возможным наше очищение, преображение, а потому дарит возможность лучше и полнее познавать Отца.

Николай Кузанский оказал большое влияние на дальнейшее развитие мистической философии. Особенно заметным оно было в эпоху Возрождения, деятели которой относились к вопросам духовного пути и богопознания с большим интересом.

Илл. фрагмент «Распятия с донатором Николаем Кузанским» работы Мастера жития Марии.