• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Новалис (1772 – 1801 гг.)

Novalis,_Stahlstich_von_Friedrich_Eduard_Eichens_(1845).jpgГеорг Фридрих Филипп Фрайхерр фон Гарденберг

Новалис (1772 – 1801 гг.), настоящее имя Фридрих фон Гарденберг – немецкий поэт, философ и мистик, один из представителей йенской школы романтизма.

Новалис был, по его же словам, странником в этом мире – пророком, явившимся, чтобы возвестить людям об иной жизни, в которую ему самому было уготовано так быстро возвратиться. Но перед тем как покинуть земную обитель, столь чуждую его душе, он оставил неиссякаемое духовное богатство своей поэзии. Поэзии, благодаря которой можно прикоснуться к тому прекрасному и сказочному миру, посланцем которого был этот удивительный человек. Нельзя не согласиться со словами А.Карельского, исследователя творчества Новалиса, писавшего о нем: «поэт, человек явно трагической личной судьбы, поэт, начавший с гимнов ночи и смерти и умерший молодым, оказался, в конечном счете, одним из самых светлых явлений в истории немецкого духа».

Все творчество Новалиса проникнуто богоискательством. Этот поиск – поиск души, отчетливо ощущающей присутствие Бога повсюду. Поэтому мистика, поэзия и философия соединяются в его творчестве в единое гармоничное целое – «магический идеализм».  Весь мир поэт осмысливал поэтически, и поэзия эта – не просто искусство, а способ восприятия и познания всей Вселенной.

Новалис убежден, что ключ к этому познанию – в глубинах человеческого духа. Человек – микрокосмос, в центре которого сокрыто божественное зерно. Обращение к себе, изменение и преображение себя, внутренняя алхимия – то, что позволяет человеку непрестанно двигаться навстречу Отцу.

В 1798 г. под влиянием алхимии, которую поэт рассматривал с духовной точки зрения, Новалис пишет поэму «Знаю Тебя Самого» («Kenne Dich Selbst»).

Счастлив, кто сделался мудрым и миром больше не увлечен,
Кто от себя самого камень вечной мудрости ждет.
Только разумный человек – настоящий адепт, он превращает
Все в жизнь и в золото – не нуждается больше ни в каких эликсирах.
В нем самом работает святая реторта - Царь в нем -
И Дельфы также, и он, наконец, понимает: Знаю Тебя Самого.

Самопознание предстает здесь как путь к Богу, но в нем же открываются и тайны природного, земного мира. Человек поднимает покрывало тайны, наброшенное на него самого и  — «…что увидел он? Чудо чудес! — себя самого».

«Идеализм магический», который создал Новалис, не перестает быть идеализмом, укорененным в христианской вере. Нынешний природный мир – только образ того, до чего должен возвыситься дух в своем развитии. Но до тех пор люди должны прожить свою жизнь в истинной, идущей от сердца вере, питание которой – внутри человека, а не во внешних источниках. Таково романтическое христианство Новалиса – христианство, которое учит, что Бог истинно «внутри вас есть» и никого нет в посредниках между Ним и человеком. Во «Фрагментах» мы находим простую и одновременно великую мысль, вобравшую в себя все содержание религиозных взглядов Новалиса, а также и всю глубину мистической философии в целом: «Unser ganzes Leben ist Gottesdienst» («Вся наша жизнь – богослужение»).

Генрих Гейне удивительно точно отразил судьбу и творческий путь Новалиса в одной короткой фразе: «Новалис видел всюду чудеса и чудеса прекрасные, он подслушал беседы растений, знал тайну каждой распускающейся розы, отождествил себя, наконец, со всей природой, и когда наступила осень и опали листы, он умер».

 Илл.: Novalis, Stahlstich von Friedrich Eduard Eichens (1845).