• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Павликиане (VII в.)

Название этого христианского течения происходит от имени апостола Павла, которого многие мистики называют одним из величайших гностиков и считают апостолом, наиболее полно понявшим учение Иисуса. Движение павликиан зародилось в VII веке в Армении, было широко распространено в Малой Азии и в европейских части Византийской империи в VIII — IX веках.

К сожалению, очень мало сведений о чистоте павликианского учения и его близости изначальному учению Христа. От павликиан, как от многих школ прошлых столетий, осталось лишь несколько строк в книгах, но на тонких духовных уровнях их вклад огромен. Осуществляя свое духовное служение, павликиане работали над тем, чтобы в нашем темном мире становилось больше Света. Этот Свет, этот храм Света, созидаемый всеми служителями Гнозиса во все времена и эпохи, благодаря павликианам стал сиять еще прекраснее.

Архитектура Армении 5-5 ввПавликиане – классические гностики в подлинном смысле этого слова. Ведь гностик – это прежде всего тот, кто идет по пути внутреннего знания, обращая взор своей души на Свет в глубинах собственного существа и давая этому Свету разгораться. И, согласно павликианам, этот Свет безмолвно и тихо отступает от тех, кто пытается смешать его небесную чистоту с земными интересами, ценностями и желаниями.

В связи с этим заметим: история павликиан – история о противостоянии обмирщению высоких духовных ценностей. Противостояние их началось в 7 веке с некого Константина, выступавшего против всего «внешнего» в христианстве. Для него, как и для его последователей, христианство – прежде всего духовная работа, а не молитвы о собственных благах, не страх перед адом, не традиция, въевшаяся в обывательское сознание. Такое «христианство» Константин, происходившей из гностической среды и проникнувшийся духовной мистикой апостола Павла, категорически отвергал.  Он подчеркивал: расписанные золотом храмы, толпы верующих, вымаливающие у икон здоровье и деньги, священники, грешащие больше прихожан – все это остается, когда уходит Дух.

Учение павликиан абсолютно гностическое. Два миропорядка, противоборство материи и Духа, противопоставление истинного Бога и Демиурга – это общие для гностиков положения, известные настолько, что излагать их подробнее мы не считаем нужным.  Также и цель жизни павликиане видели, как и все жаждущие Духа люди, в одном: во внутреннем преображении и возвращении к Отцу.

Миниатюра из Трапезундского Евангелия. Византия. Вторая половина X векаСуть учения павликиан можно представить себе, обратившись к их толкованию символа креста: горизонтальная его перекладина обозначает земной мир, вертикальная – путь восхождения к Богу. Точка пересечения двух перекладин – точка поворота, находящаяся в сердце человека. Обращаясь к божественной искре в собственном сердце, человек получает силу и возможности для преображения, для пути истинного христианина.

Человек, решившийся встать на путь освобождения собственной души, начинает духовное служение. Его молитвы теперь – не о личных благах, а о пробуждении всего человечества. Его пост – не культивирование силы воли, а непрестанное внутреннее очищение. И, самое важное, его выбор учения Христа обусловлен не традицией страны, где он родился, а голосом собственного сердца.

Сами павликиане называли себя просто «христианами» и, как видим, у них были все основания так себя определять. Этого, однако, нельзя сказать о «христианах» византийских, подрергавший «еретиков» гонениям и казням. Так история вновь доказала истинность слов Писания: «Если мир вас ненавидит, знайте, что меня прежде вас возненавидел».

Учение павликиан оказало влияние на катаров – прямых предшественников розенкрейцеров.

Илл. Архитектуре средневековой Армении V—VII веков были присущи простота и величие.

Миниатюра из Трапезундского Евангелия. Византия. Вторая половина X века