• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Пэмандр (Дух-Душа)

Главная / Герметическая философия / Пэмандр

Четырнадцать герметических трактатов под общим заглавием «Пэмандр» были переведены на латинский язык Марсилио Фичино (1433—1499) и напечаны в 1471 году. Ниже приводится отрывок из «Пэмандра» - первого из 14 трактатов, составляющих «Герметический корпус» в переводе Яна ван Рэйкенборга.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ «СЫН ЗМЕЙ»

Johfra сын змей

При жизни он сделал себя гробницей.

Сын восстает из могилы диалектической природы, облаченный в Золотые Брачные одежды новой Души. Он – это новый Меркурий, Трижды Величайший Гермес. Его голова украшена чудесным золотым цветком новой мыслительной способности. В его руках – огненные змеи обновленного спинального флюида в их позитивном и негативном аспектах.

Пять точек соприкосновения новой Души с трансфигурированной личностью сияют, словно розы. Сын нашел своего Пэмандра. И потому, будучи един с Гнозисом, он восходит от славы к славе, оставляя за собой кости мертвецов – свидетельства многих неудавшихся попыток найти выход из пустыни диалектики, которые предпринимались в прошлом.

 

 

 

«ПЭМАНДР» КНИГА ПЕРВАЯ


Однажды, когда я размышлял о существенно важных вещах и мой ум витал в вышине, мои телесные ощущения между тем притупились, как то случается с человеком, которого после обильной пищи или вследствие сильной усталости одолевает глубокий сон.

Мне показалось, что я увидел некое могущественное существо, имеющее неясные очертания, которое позвало меня по имени и сказало:

«Что ты желаешь услышать и увидеть, что жаждешь узнать и постичь своим Духом-Душой?»

«Кто ты?» – спросил я.

В ответ я услышал: «Я – Пэмандр, Дух-Душа, тот, кто существует сам по себе. Я знаю твое желание, и я с тобой повсюду».

Я сказал: «Я желаю получить наставления о существенно важных вещах, желаю понять их природу и познать Бога. О, сколь сильно я жажду понимания!»

Он ответил: «Удерживай же в своем сознании то, о чем желаешь узнать, и я наставлю тебя».

С этими словами он изменил облик, и в мгновение ока все мне раскрылось, и я увидел величественное зрелище. Все превратилось в Свет, очень мягкий и приятный, но в то же время возвышенный; и созерцание его доставило мне исключительное наслаждение.

Вскоре после этого начала опускаться тьма, жуткая и мрачная. Она двигалась вниз и закручивалась в спирали, подобные змеям, как показалось мне. Затем эта тьма превратилась в нечто влажное и имеющее невыразимо хаотичную природу, и оттуда, как от огня, стал подниматься дым, и послышался звук, похожий на какой-то неописуемый стон.

Потом из недр влажной природы раздался крик, бессловесный зов, который я бы сравнил с голосом огня, а из Света спустилось Святое Слово и покрыло природу; и чистый огонь восстал из влажной природы ввысь: легкий, неистовый и могучий.

И воздух, благодаря своей легкости, последовал за огненным дыханием; от земли и от воды он восходил к огню, к которому, казалось, он был подвешен.

Земля и вода оставались перемешанными настолько, что не было возможности различить, где земля, а где вода. Они постоянно двигались дыханием Слова, которое пребывало над ними.

Потом Пэмандр заговорил: «Понял ли ты, чтó значит это видéние?»

«Я его постигаю», – ответил я.

Тогда он сказал: «Я есть этот Свет – Дух-Душа, твой Бог, который был прежде влажной природы, вышедшей из мрака. Лучезарное Слово, исходящее от Духа-Души, – это Сын Божий».

«Что означают твои слова?» – спросил я.

«Понимай это так: то, что в тебе видит и слышит, есть Слово Господне, а твой Дух-Душа есть Бог-Отец. Они неразделимы, и в их единстве – Жизнь».

«Благодарю тебя», – сказал я.

«А теперь сосредоточь свое сердце на Свете и постигни его».

С этими словами он какое-то время смотрел мне в лицо, и так пристально, что я содрогался от взора его.

Потом, когда он вновь поднял голову, я увидел в своем Духе-Душе, как Свет, состоящий из не-сметного количества Сил, стал поистине безграничным миром; зато огонь, окруженный и сдерживаемый превеликой силой, был тем самым приведен в равновесие.

Все это я различил в видéнии, благодаря слову Пэмандра. Видя мое изумление, он вновь обратился ко мне:

«Сейчас ты увидел в Духе-Душе прекрасный изначальный человеческий облик, первообраз, изначальный принцип, предшествующий бесконечному началу». Так говорил мне Пэмандр.

«Из чего возникли стихии природы?» – спросил я.

Он ответил: «Из Божьей Воли, которая, приняв в себя Слово и узрев прекрасный первообраз мира, создала по его подобию из элементов своего собственного бытия и рожденных ею душ упорядоченный мир.

Бог, Дух, объединяющий в Себе мужское и женское начала и содержащий в Себе источник Жизни и Света, сотворил Своим Словом еще одно существо Духа – Демиурга, а тот, будучи Богом огня и дыхания, создал семь Рек-торов, объемлющих в своих кругах чувственный мир и управляющих им с помощью того, что называют судьбой.

Слово Божие сразу же устремилось от стихий, находящихся внизу, в чистую, только что сотворенную часть природы, и соединилось с Демиургом, обладающим с ним одной сущностью.

А низшие стихии, таким образом, остались сами по себе, лишенные разума и потому являющиеся простой материей.

Демиург, соединенный со Словом, охватывая круги и заставляя их очень быстро вращаться, привел круг своих созданий в движение, не имеющее ни начала, ни конца, ибо конец совпадал с началом.

По воле Духа это вращение кругов породило из низших стихий тварей, не имеющих разума, поскольку в них более не было Слова. Воздух породил летающих тварей, а вода – плавающих.

По воле Духа земля и вода разделились, и земля выпустила из своего лона тварей, которых она в себе содержала: четвероногих, пресмыкающихся, животных диких и домашних.

Дух, Отец всех творений, который есть Жизнь и Свет, породил Человека, подобного Себе, и возлюбил его как собственное дитя. Ибо Человек, созданный по образу своего Отца, был очень красив. Бог воистину полюбил Свое подобие и поручил ему заботу обо всех Своих творениях.

Человек же, увидев плоды творения Демиурга, которые тот создал в огне, также возжелал творить, и Отец даровал ему такое право. Войдя в мир творчества Демиурга, где ему была дана полная власть, Человек увидел творения своего брата. Ректоры полюбили его, и каждый из них разделил с Человеком свою ступень в иерархии сфер.

Тогда, познав их сущность и причастившись их природе, он возжелал преодолеть границы кругов и познать силу того, кто властвует над огнем.

И Человек, которому была дана власть над смертными существами и лишенными разума животными, вознамерился преодолеть связующую силу сфер и, преодолев ее, показал природе, находившейся внизу, прекрасный образ Бога.

Природа, увидев того, кто обладал неувядаемой красотой и всеми энергиями семи Ректоров, соединенными в образе Бога, улыбнулась от любви, узрев в воде отражение восхитительно прекрасного Человека и ощутив на земле его тень.

И он, увидев в природе изображение, столь похожее на него самого, – а это было его собственное изображение в воде – воспылал к ней любовью и возжелал здесь жить. В то же мгновение он осуществил желаемое и вселился в форму, не имеющую разума. И природа, приняв в себя своего возлюбленного, заключила его в объятия, и они соединились, ибо огонь их желания был велик.

Вот почему из всех существ природы только человек двойственен: смертен телом и бессмертен по своей сущности.

И хотя он бессмертен и имеет власть над всеми вещами, он в то же время разделяет удел смертных, поскольку подчинен Судьбе. И хотя он выше связующей силы сфер, он стал ее рабом. Будучи муже-женщиной, как и его Отец, и не нуждаясь во сне, ибо он произошел от сущности, не нуждающейся во сне, он тем не менее зависит от чувственных желаний и от сна».

Здесь я сказал: «О Дух во мне, твои слова пленяют меня».

Пэмандр продолжал: «Я намерен поведать тебе тайну, что доныне была сокрыта. Природа, соединившись с Человеком, произвела самое удивительное из чудес. Человек обладал природой всех семи Ректоров, состоявших, как я тебе говорил, из огня и дыхания. И природа, будучи не в состоянии ждать, произвела семь человек, соответствующих по сути своей семи Ректорам, тоже муже-женщин, вертикально стоящих».

Здесь я воскликнул: «О Пэмандр, мое любопытство возрастает, и я горю желанием слушать тебя. Прошу тебя, продолжай».

Пэмандр сказал: «Помолчи, ибо я еще не закончил мою первую речь».

«Я молчу», – ответил я.

«Как я говорил, рождение первых семи человек происходило следующим образом. Земля была женским началом, вода – жизнетворной стихией, огонь довел процесс становления до зрелости, из эфира природа получила дыхание жизни и создала тела по образу Человека.

Человек, до сих пор состоявший из Жизни и Света, разделился на Душу и Дух-Душу: Душа пришла к нему от Жизни, а Дух-Душа – от Света. И все творения чувственного мира оставались в таком состоянии до завершения периода и начала видов.

А теперь слушай о том, что ты так жаждал услышать. Когда период завершился, по воле Бога вселенская связь была разорвана. Все твари, бывшие до сих пор двуполыми, разделились на два пола, как и человек: так одни твари стали мужскими, а другие – женскими. И Бог повелел Святым Словом: «Растите в рост и размножайтесь во множестве, все вы – Мои создания и творения. И пусть те, кто обладает Духом-Душой, знают, что они бессмертны, а причина смерти есть телесная любовь и любовь ко всему земному».

Когда Бог сказал так, Провидение с помощью Судьбы и связующей силы сфер исполнило Его повеление. И все существа расплодились, каждый согласно своему виду. Сознающие себя бессмертными оказываются среди прочих избранными; те же, кто по заблуждению своих желаний лелеет тело, остаются странствующими во мраке и должны на горьком опыте познавать все вещи, принадлежащие природе смерти».

«Какой же ужасный грех совершили находящиеся в неведении, что они оказались лишенными бессмертия?» – воскликнул я.

«По-моему, ты не понял того, что услышал. Разве я не призывал тебя быть предельно внимательным?»

«Я внимателен, – ответил я, – я помню твои слова и очень тебе благодарен».

«Если ты внимателен, то скажи мне: почему те, кто в смерти, достойны смерти?»

«Потому, что источником, из которого происходят их тела, является мрачная мгла, откуда вышла влажная природа. Эта влажная природа создала в чувственном мире тело; посредством тела смерть утоляет свою жажду».

«Ты правильно понял. Но почему тот, кто постиг себя, идет к Богу, как говорит Божье Слово?»

 «Потому, – ответил я, – что Отец Всего Сущего, от Которого рожден человек, есть Свет и Жизнь».

«Да, Бог-Отец, от Которого рожден человек, есть Свет и Жизнь. И если ты знаешь, что произошел от Света и Жизни и создан из них, ты вернешься к Жизни». Так говорил мне Пэмандр.

«Но скажи мне, мой Дух-Душа, как я войду в Жизнь? – спросил я. – Ибо Бог сказал: «Пусть те, кто обладает Духом-Душой, познáют себя». Значит, не все люди обладают Духом-Душой?»

«Думай о том, что ты говоришь! Ибо я, Пэмандр, Дух-Душа, прихожу к тем, кто свят и благ, чист и милосерден – к благочестивым. Мое присутствие помогает им, и они сразу познают Все Сущее. Своей любовью они радуют Отца и благодарят Его с сыновней преданностью, вознося хвалу и воспевая песни. И перед тем, как отдать свои тела смерти, которой оные принадлежат, эти люди испытывают презрение к своим чувственным ощущениям, чьи действия им слишком хорошо известны.

Да и я, Дух-Душа, не позволю делам плоти донимать людей и овладевать ими. Будучи Стражем Врат, я не позволю свершиться злым и постыдным деяниям и отсеку нечестивые мысли о них.

Что же касается неразумных, порочных и злых, завистливых и алчных, убийц и безбожников – я далек от них и оставляю их демону-мстителю, который, ударяя их огненным бичом, вливает огонь в их чувства и толкает их на дальнейшие нечестивые деяния, дабы усугубить потом их наказание. Желания этих людей становятся все более ненасытными, заставляя их яростно метаться во тьме, не находя удовлетворения. В этом заключается их мучение, и оно заставляет пламя, обжигающее их, разгораться все сильнее и сильнее».

«О Дух-Душа, ты наставил меня во всем, что я желал узнать. Но расскажи мне теперь о том, каким образом происходит вознесение».

На это Пэмандр ответил: «Вначале совершается преобразование материального тела, которое распадается, и человек лишается привычного внешнего облика. Свое обычное «Я», в дальнейшем теряющее силу, он отдает демону. Физические ощущения возвращаются к своим источникам и становятся их частью, смешиваясь с их энергиями. Страсти же и желания возвращаются в не имеющую разума природу.

Так человек восходит далее, преодолевая связующую силу сфер. В первом круге он оставляет силу расти и уменьшаться; во втором – теряют силу проявления злобы и хитрости; в третьем – обессиливаются чувственные желания; в четвертом – уходит тщеславие власти, лишенное источников удовлетворения; в пятом – исчезают безбожное высокомерие и дерзкое безрассудство; в шестом – исчезает привязанность к богатству и в седьмом – ложь, непрестанно расставлявшая свои ловушки.

Затем, лишенный всего, что исходило от силы сфер, он восходит в восьмую природу, сохранив лишь свою собственную силу, и поет со всеми, кто пребывает там, хвалебные гимны Отцу, и все радуются его появлению.

Став равным пребывающим там, человек слышит, как Силы, обитающие выше восьмой природы, поют хвалебные гимны Богу. И те, кто пребывает в восьмой природе, поднимаются в надлежащем порядке к Отцу и предают себя Силам и, становясь Силами, рождаются в Боге. Таков добрый конец обладающих Гнозисом: каждый из них становится Богом.

Однако… почему ты медлишь? Разве теперь, когда ты получил от меня все, не настало ли для тебя время отправиться к людям, достойным того, чтобы ты служил им проводником, дабы при твоем посредничестве Бог спас род человеческий?»

Сказав так, Пэмандр на моих глазах смешался с Силами. А я, обретя теперь силу и получив наставления о природе Вселенной и о великом видéнии, возблагодарил Отца Всего Сущего и вознес Ему хвалу. И я начал проповедовать людям красоту Гнозиса и жизни, посвященной Богу:

«О народы, люди, рожденные из земли, погрязшие в опьянении, дремоте и незнании Бога, отрезвитесь и прекратите ваше беспутство, пробудитесь же от вашего животного отупения!»

Услышав, они все как один собрались вокруг меня. И я продолжал: «Почему, о люди, рожденные из земли, вы предаете себя смерти, когда в ваших силах обрести бессмертие? Покайтесь же, ходящие в грехе и избравшие неведение своим поводырем. Отдалитесь от света сумрачного и приобщитесь к бессмертию, раз и навсегда отвергнув порок».

Одни из них насмеялись надо мной и пошли прочь, ибо они шли по дороге смерти, но другие, пав передо мной на колени, умоляли меня наставить их. И я, поднявшись, стал проводником роду человеческому, наставляя их о пути спасения. Я сеял в них слова мудрости, и они испили воды бессмертия.

Когда наступил вечер и последние лучи солнца почти исчезли, я пригласил собравшихся вознести благодарность Богу. Совершив благодарение, все они возвратились к своим очагам.

А я запечатлел в себе благодеяние Пэмандра, и, когда совершенно преисполнился им, меня охватила великая радость, ибо сон тела стал бодрствованием души, смежение глаз – истинным зрением, тишина – несущей Благо во чреве своем, а произнесенные слова дали добрые плоды спасения. Все это пришло ко мне, потому что я получил от Пэмандра, моего Духа-Души, Существа, пребывающего само в себе, изначальное Слово.

Так я наполнился Божественным дыханием Истины. И потому всею своею душою и изо всех сил я посвящаю Богу-Отцу эту хвалебную песнь:

Свят Бог, Отец Всего Сущего.
Свят Бог, Чья Воля исполняется
Его собственными силами.
Свят Бог, Который желает быть познанным
и Который известен тем, кто принадлежит Ему.
Свят Ты, Словом сотворивший Все Сущее.
Свят Ты, Чей образ воспроизводит вся природа.
Свят Ты, Который не создан природой.
Свят Ты, Который сильнее всяческих сил.
Свят Ты, превосходящий всякое величие.
Свят Ты, превышающий всякую похвалу.
Прими же чистое приношение,
пробужденное Словом в моей душе и сердце,
устремляющихся к Тебе,
о несказанный и невыразимый,
Чье имя может назвать лишь безмолвие.
Услышь меня, молящего о том,
чтобы мне никогда не быть оставленным
Гнозисом – истинным Знанием,
принадлежащим к сущности моего бытия.
Склонись же ко мне и наполни меня
Своею силой; милостью Твоей я понесу Свет
пребывающим в неведении –
моим собратьям и Твоим детям.
Да, я верю и свидетельствую своей кровью
о том, что иду к Жизни и Свету.
Будь благословен, Отче;
Тобой освятится сын Твой,
которому Ты дал полную власть.

Цит. по: // Египетский первоначальный Гнозис и его зов в вечном настоящем, провозглашенный и заново объясненный на основании «Изумрудной скрижали» и «Герметического свода» Гермеса Трисмегиста Яном ван Рэйкенборгом.