• 7 нью эйдж
  • 8 микрокосмос
  • 1 древний египет
  • 2 античность
  • 3 христианский мистицизм
  • 4 розенкрейцерство
  • 5 русская философия новиков
  • 6 русский ренессанс

Христиан Розенкрейц: мистерия и реальность

Христиан Розенкрейц: мистерия и реальность

Главная / Пентаграмма / 1995 №1

Христиан Розенкрейц: мистерия и реальность

По некоторым источникам корни философии Розенкрейца уходят к учениям индийских браминов, Египетским и Элевсинским мистериям, верованиям персидских магов, духовной школе Пифагора. Учение розенкрейцеров является частью вневременного Универсального Учения, лежащего в основе всех мировых религий и школ мистерий в их изначальной форме. Кроме того, в истории мы можем увидеть целый ряд более-менее схожих школ, таких как неоплатоники, ессеи, первые христиане, альбигойцы. При ближайшем ознакомлении с философией и учением этих групп у них можно найти общую точку отсчета и единство сути послания, которое исповедовали и провозглашали их последователи. Только форма и язык всегда приспосабливались к времени и обстоятельствам.

Манифесты

Свет Универсальной Истины всегда сиял во тьме, но экзотерические учения различных религий не могли и не хотели его допустить. Снова и снова предпринимались усилия искоренить освобождающее Универсальное Учение, которое осуществляли в своей жизни и распространяли неболь­шие группы верных последователей.

В качестве примера того, как Универсальное Учение было представлено людям, мы возьмем Христиана Розенкрейца. Имя Христиана Розенкрейца впервые появляется в так называемых Манифестах ордена Розенкрейца, изданных в 1614 ― 1616 гг. В этих книгах содержится то немногое, что известно о Христиане Розенкрейце. Их автором считается Иоганн Валентин Андреэ. Он родился в 1586 году в Герренберге (южная Германия) в семье священника, изучал богословие в университете города Тюбингена, где в то время был особенно силен дух Возрождения. При поддержке герцога Вюртенбергского в университете собралась группа ученых: алхимиков, врачей, астрологов и других. В таких обстоятельствах представления некоторых мыслителей и философов неизбежно пошли дальше общепринятых, чем и вызвали неудовольствие своих монархов и покровителей. Андреэ принял участие в публикации памфлета, который был не благосклонно принят герцогом, поэтому ему пришлось покинуть Тюбинген и пуститься в путешествие по Италии, Швейцарии и Франции. Странствуя таким образом, он познакомился со многими выдающимися мыслителями своего времени. Позже Андреэ возвратился в Германию и получил место священника. Это время ― начало семнадцатого века ― характеризуется сильным стремлением к социальным реформам и глубокой внутренней потребностью духовного возрождения. Но это было также и время великих опасностей: начиная с 1618 года от войны и насилия в Германии погибло множество людей.

Находясь на вершине этого реформаторского движения, Иоганн Валентин Андреэ понимал опасности своего времени. С помощью близких друзей три манифеста братства Розенкрейца обрели свою окончательную форму: «Fama Fraiernitatis» («Зов братства Розенкрейца»), «Confessio Fraternitatis» («Исповедание братства Розенкрейца») и «Алхимическая Свадьба Христиана Розенкрейца». Хотя появление в свет этих произведений отмечено 1616 годом, установлено, что их содержание значительно древнее. Оно представляет людям Универсальную Истину и Послание, обращенное к каждому человеку, который может ее понять независимо от времени, в котором он живет. Конечно, у Андреэ имелись и враги, считавшие «Алхимическую Свадьбу» просто забавной историей. Форма повествования этого произведения дает достаточно поводов для такого суждения. Эта форма была выбрана намеренно для того, чтобы защитить работу и Послание, скрытое в ней, и привести врагов в заблуждение. Это подтверждается и девизом книги: «Не бросай жемчуга перед свиньями и роз перед ослами». Это предложение не оставляет никаких сомнений в том, что содержание не предназначено для тех, кто не понимает и не знает. Те, кто знают, воспринимают Андреэ как факелоносца, чей Свет сияет во все стороны.

В «Fama Fraternitatis» мы находим нечто вроде жизнеописания Христиана Розенкрейца, основателя ордена Розенкрейца. Но в нем можно найти и совершенно иной смысл. В книге говорится, что Христиан Розенкрейц родился в 1378 году в дворянской немецкой семье, жившей в нужде. Достигнув шестнадцати лет, он отправляется вместе с одним братом паломником в Иерусалим. Однако они останавливаются на Кипре, где спутник Христиана умирает. Далее описываются многочисленные испытания, продолжение путешествия и великая мудрость, накопленная Христианом Розенкрейцем благодаря встречам со многими учеными Малой Азии и северной Африки. Со всеми своими «сокровищами» Розенкрейц возвращается в Испанию, ожидая, что «ученые Европы» с благодарностью примут его необычные духовные сокровища. Вместо этого его ожидает насмешка.

Усталый, но не павший духом, Христиан Розенкрейц возвращается в Германию. Там он вместе с другими братьями строит дом, чтобы проводить в нем встречи. С этого дня они решают больше не распространять мудрость, а исцелять больных.

1995-1--str5

Алхимическая трансформация

Кем же был в действительности Христиан Розенкрейц и что означают для нас превратности его судьбы? Основатель современной Школы Розенкрейца Ян ван Райкенборг пишет: «Кем был или, точнее, кем является Христиан Розенкрейц? Он является фигурой исторической, но и очень современной; Христиан Розенкрейц остается вчера и сегодня таким же! Он ― прототип истинного, изначального человека, последователя Христа, человека, который является истинным христианином, освободившим Христа в себе и идущим путем Креста в силе Розы! Он превратил Крест Христа в победу. Поэтому он розенкрейцер, Христиан Розенкрейц.

Мы говорим о прототипе, о примере, потому что каждый человек должен будет когда-то встать на этот путь следования Христу. На путь, который приведет его назад в Отчий Дом. Этот Путь освобождения, по которому должен идти человек, ― Крестный Путь. Крест ― это встреча двух силовых линий, расположенных перпендикулярно одна к другой. Это горизонтальный силовой поток диалектической жизненной сферы, нашего жизненного поля, и вертикальный силовой поток, исходящий из божественного порядка, разрезающий тьму этого диалектического состояния жизни. Это и есть тот «Свет, сияющий во тьме», о котором говорится в Евангелии от Иоанна. Столкновение этих двух силовых потоков в человеке может, даже должно вызвать полное изменение, трансформацию, алхимическую трансформацию. Но это может произойти только тогда, когда Роза в сердце действительно способна ощутить прикосновение Света, восприимчива к нему и в состоянии среагировать. Роза ― это скрытый принцип, дремлющий в человеке; на его основе может осуществиться возвращение в Отчий Дом. Этот принцип необходимо соединить с истинной, изначальной жизненной сферой, со сферой бессмертия. Крестный Путь трансфигурации должен освободить Розу. Это означает постепенную замену старого, известного человека, живущего за счет сил диалектической жизненной сферы, абсолютно новой формой проявления, построенной с помощью силовых потоков божественной жизненной сферы. Этот процесс можно совершить только постепенно. Мы называем это «прохождением Пути», или «Путем Розенкрейца». Это процесс возрождения! Работа должна проходить в силе Христа, то есть в электромагнитной силе Универсальной Жизни. Поэтому человек, идущий этим путем и завершающий его, является Христианом Розенкрейцем. Как в прошлом, так и в настоящем. Мы сможем назвать себя розенкрейцерами, когда пройдем этот Путь до конца. Мы становимся розенкрейцерами, когда начинаем этот Путь. И тот, кто начинает идти по Пути, конечно, получает опыт. Для такого человека очень важно знать, верен ли его опыт и его последствия, как соотносятся они с Путем, правильны ли его каждодневные реакции при продвижении вперед. И опыт, и результаты, достигнутые каждым учеником, пытающимся идти по Пути, можно изложить таким образом, что они будут соответствовать изложению опыта Христиана Розенкрейца в «Алхимической Свадьбе».

Для каждого, кто не хочет идти по Пути, содержание этой книги останется непонятным. Если же кто-то старается идти по Пути, он не может, не имеет возможности объяснить все подробности тем, кто находится снаружи. Последним манифесты розенкрейцеров кажутся зашифрованными текстами. Для тех же, кто, подобно Христиану Розенкрейцу, идет по Пути, содержание оказывается совершенно понятным и является ясным подтверждением их опыта. Можно задать вопрос: «Разумно ли тогда говорить об этом с людьми, еще не имеющими такого опыта?» Ответ: «Эти книги являются ключами к Пути». Тот, кто осознает, что он получил ключ, знает также, что существует и дверь, к которой он подходит. А где есть дверь, там должен быть и дом ― дом человечества. Это тот Дом, который Христос назвал «Домом Отца Моего, в котором много обителей».

«Алхимическая Свадьба» повествует об опыте человека, находящегося на пути к этому Дому и, в конце концов, достигающего его. Христиан Розенкрейц ― пример человека, который ищет этот путь и по нему идет. Чтобы это совершить, необходима определенная способность. В первой книге, «Fama Fratemitatis», описывается, как Христиан Розенкрейц хотел поделиться своей приобретенной мудростью и нематериальными сокровищами со всеми, кто к этому готов. Они названы «учёными Европы». Но, несмотря на всю свою диалектическую мудрость, они все же не смогли постичь всей глубины гностической мудрости. Поэтому Христиан Розенкрейц и его собратья полностью поменяли сферу своей деятельности и посвятили себя «исцелению больных». Здесь мы находим параллели с Библией, где первая заповедь гласит: «Проповедуйте Евангелие», что, как мы видим, Христиан Розенкрейц и делал. Но его усилия предложить людям полученные богатства не принесли плодов из-за непонимания и недостатка проницательности его современников. История полна таких примеров. Только человек, обладающий достаточным опытом, может начать Путь и понять соответствующие указания. «Мудрый» мира сего поймет немногое из Универсальной Истины. Поэтому Христиан Розенкрейц и его братья поменяли метод своей работы. Они начали свою деятельность, полностью отвечающую второй заповеди Христа: «Исцеляйте больных».

Слово «больные» означает не столько физические недостатки и болезни, сколько существование в полном несоответствии с божественным зовом, обращенным к человечеству. Все те, кто живет эгоцентричной жизнью, кто дает себя увлечь природной суете и стремится исключительно к целям своего временного существования, могут быть названы больными. Вот почему задачей Розенкрейца с древнейших времен было лечение больных. Человеку, который жаждет избавиться от своей отделенное от божественного порядка, розенкрейцеры дают исцеление ― освящение во всех областях материи и духа. Как говорит «Fama Fraternilatis», розенкрейцеры обратились в первую очередь к излечению людей от состояния падения, ставшего следствием неведения. Поэтому первой целью Розенкрейца является возвращение к Жизни, возрождение новой Души, осуществленное благодаря Гнозису, то есть Знанию, через Отца и в Отце. Когда на Крестном Пути Душа становится сознательной и активной и начинает руководить человеческой жизнью, «все болезни отступают», прекращается падение и начинается восстановление Человека. Только тогда может произойти возвращение в Отчий Дом. Только тогда начинается путь домой.

С самых ранних времен Розенкрейц именно так понимает эту божественную миссию «исцелять больных», непосредственно следующую за первой заповедью «проповедовать Евангелие». Только проповедовать недостаточно. Истинный розенкрейцер, истинный христианин переходит к действию, он исцеляет больных, так же как Иисус шел исцелять больных, возвращать зрение слепым и изгонять злых духов.

Задача, которой посвятили себя Христиан Розенкрейц и его братья, работавшие как исполнители слова, ― это великий целительный труд, который ободряет потерянных в нашем мире и помогает человечеству осознать свое истинное призвание. Перед теми, кто берет на себя этот целительный труд, встает одно условие ― их собственный Путь, Крестный Путь, то есть совершение процесса трансфигурации. Во все времена, а также и сегодня, человеку был указан Путь истинной Жизни, ведущий к воскресению. Это помощь, которая снисходит на нас от Отца!

Перестройка здания

В манифестах описывается, как Христиан Розенкрейц и его братья исполняли свой спасительный Труд. В наши дни их работа тоже выполняется и стоит под знаком Креста (символа личности) и Розы (присутствующей в ученике действенной божественной Любви). Любовь ― это сила, в которой и Христиан Розенкрейц выполнял свою работу. В «Fama Fraternlialis» мы читаем странное сообщение о том, как через сто двадцать лет последователи Христиана Розенкрейца обнаружили его лежащим в гробнице в необыкновенно красивом убранстве и находящимся в живой действительности. Лишь тот, кто сам является хорошим Мастером-Строителем, может найти гробницу и войти в нее, говорится в «Fama». Только умелый архитектор, с большой отдачей применяющий все свои знания, чтобы изменить собственное здание, сможет найти гробницу отца-брата Христиана Розенкрейца. Только такой, как он, найдет Господа Иисуса в утро Воскресения. Если мы с большой отдачей работаем над нашим собственным зданием, то есть над системой нашей личности, и стараемся избавиться от падения и отдаленности от божественного порядка, то мы тоже сможем найти тайную гробницу Христиана Розенкрейца и войти в неё. Там, под пышным сводом, находится нетронутое тело Христиана Розенкрейца. Свод ― это символ очищенного микрокосмоса, в котором снова пребывает небесный Человек, Другой в нас. Кандидат, который может войти в гробницу, благодаря Крестному пути, по которому он идет, очистил свой микрокосм от всей диалектической нечистоты. Связи с диалектической сферой оборваны, в то время как связи с чистой силой Христа восстановлены. Так всем дана возможность стать последователями Христиана Розенкрейца.

С одной стороны, Христиан Розенкрейц ставит нас перед тайной, кем он был и когда он действительно жил. С другой стороны, желая стать его последователями, мы сталкиваемся с реальностью, показывающей, что все описанные им события нужно пережить в собственном существе. Тогда мы, подобно Христиану Розенкрейцу, когда-нибудь в начале Пути поймем, что наше высочайшее знание ― это незнание о себе ничего.


Христиан Розенкрейц: мистерии и реальность // Пентаграмма. – 1995. – №1. С. 3-8.

Теги: Христиан Розенкрейц манифесты розенкрейцеров
Наши мероприятия