• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Ступени поиска

Ступени поиска

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? (...) Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Екклесиаст 1:2, 3 и 9.

Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Я видел все, что делается под солнцем, и вот, все – суета и томление духа. У каждого человека, возможно, лишь после многих инкарнаций микрокосмоса, наступает момент, когда он задает себе такие вопросы и достигает такого же прозрения, что Проповедник в Екклесиасте. Оглядываясь в прошлое и наблюдая свою жизнь, он неизбежно приходит к выводу, что ему удалось достичь всего лишь некоторых фрагментов поставленных перед собой целей в претворении в жизнь идеалов любви, мира, свободы и гармонии. Собственность, почести, слава и власть потеряли для него свою привлекательность. В юности ли, в старости ли, но однажды настанет час, когда ему придется оставить все, что он приобрел и накопил. Он был рожден в мире, но не знает, почему он должен скитаться в нем. Ничто из предлагаемого на горизонтальном плане уже не может его увлечь. Он болезненно осознает свое одиночество и то, что он блуждает совершенно теряясь в своем несовершенстве.

Кто знает истину?

Рис пентаграмма 1998 04 стр 16Это внутреннее страдание побуждает его начать поиск смысла жизни, истинного значения своего земного рождения и последующего долгого и трудного жизненного пути. Но как  и где должен начаться этот поиск?

В прошлые времена существовали люди, утверждавшие, что знают истину. Иисус сказал: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине.» (Ин. 18:37). Гаутама, став Буддой, говорил о себе: «Я святой в этом мире, непревзойденный мастер. Я полностью пробудился, пребываю в покое и неподвижности».

Но откуда приходят эти свидетельства? Кто их записал, и что в них является истиной? Существует ли истина, и может ли человек в ней «пробудиться»?

Один язык, одна истина

В какой-то момент своего странствия искатель берется за чтение всех доступных в его культурном окружении священных писаний.  И вскоре он обнаруживает подобие в «языке» и «истине»  у разных культур. Он устанавливает, что всюду говорится о двух отдельных мирах, о двух диаметрально противоположных природах, не только совершено различных, но и разделенных между собой. Об одной говорят, как о преходящей и смертной. Эта природа характеризуется временными радостями и печалями, моментами отменного здоровья и тяжелых болезней, рождением и смертью. Все в ней относительно и познается в сравнении. Жизнь здесь подчиняется циклам и определяется протяженностью пространства и времени. Согласно представлению о реинкарнации, рождение и смерть человека совпадают с поворотом колеса рождения и смерти. Попеременно он оказывается то по одну, то по другую сторону завесы, являясь игрушкой непостижимых сил.

В тех же священных книгах говорится о царстве, в которое можно войти только «трудным путем», через «узкие врата». В этом царстве существуют такие недоступные нашему воображению качества, как бессмертие и бесконечная любовь. Времени и пространства нет, как нет и смерти. Это «открытие» вызывает состояние счастья и радости. Человек получил первый ответ. Желание продолжать поиск этого «Царства не от мира сего» и «Отца, который не есть Бог смертных», делается все сильнее. Это напоминает случай, когда соединяются подходящие фрагменты  картинки-загадки. Когда тема поиска проясняется, вырисовывается и картинка. Цель становится яснее. Оказывается, многие, хотя и бессознательно, часто ищут один и тот же путь. В этих усилиях ищущие встречаются друг с другом. Это люди совершенно разного характера и происхождения, но у них одна и та же цель: освободиться от уз, привязывающих их к смертной природе.

Истина открывается идущим по пути

Тот, кто ищет путь с абсолютно честным и открытым сердцем, рано или поздно встречает настоящую Духовную Школу, в которой Универсальное Учение передается в полном и неискаженном виде. Универсальное Учение со всей полнотой объясняет характер двух природных порядков; то, как душа попадает в плен тела и как весь человек  приковывается к миру смерти; но она объясняет также и то, как человек может взломать тюрьму своей души, чтобы она могла вернуться в изначальную область жизни.

Универсальная доктрина объясняет искателю истины, что он является обитателем обоих природных порядков. Его тело и сознание построены силами смертной природы, но в этой биологической системе присутствует и вечное начало, происходящее из «царства бессмертной жизни». Теперь, когда он знает это, слова «Царство Божие внутри вас» приобретают более глубокое значение. В самом сердце его существа лежит точка пересечения двух миров, двух природ. С одной стороны, существует личность, «царственное «я», нацеленная на самосохранение в смертной природе, с другой стороны, – плененный принцип вечности, реагирующий на каждый импульс из его «изначальной Родины». Эти реакции приводят  в замешательство «я» и заставляют человека осознать свой внутренний конфликт. Но есть глубокая внутренняя убежденность, что выход должен существовать.

И он меняет курс, твердо направляясь к выходу. Следуя совершенно измененному, новому образу жизни он отдает свою личность во служение плененному принципу вечности. По мере продвижения по пути его внимание все больше переносится от биологической жизни к жизни вечной. Это не горький жертвенный путь, но, скорее – несущий радость отказ от всего, не являющегося необходимым, всего, что мешает, в конечном счете, освобождению принципа вечности.

В конце этого процесса фундаментального изменения происходит полная перемена. С этого момента очищенной личностью управляет не природное «я», а освобожденная первоначальная душа. Это – осуществление пути, указанного Христом:

Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. (Лк. 9:24).

Итак, благодаря стремлению к внутреннему исцелению и необходимому пониманию, искатель в состоянии без труда идти по этому пути. Живое Тело Духовной Школы, в которое он вошел, поддерживает его на пути. С огромной внутренней радостью стремится он к этой возвышенной цели в повседневной жизни. Он идет по Пути, и Царство Божье манит его. Последние слова, сказанные Буддой ученикам, постоянно поддерживают его дух: Все формы подвержены разрушению. Оставайтесь непоколебимыми в ваших усилиях!

Рис. Дьявол показывает Иисусу сокровища мира. Рембрант ван Рейн, 1650. Гравюра на меди. Берлинский Государственный Музей.