• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

«Дуалистическая ересь» Богомилов

 

«Дуалистическая ересь» Богомилов

 

В Х веке в Европе жил священник по имени Богомил. Это слово означает «любящий Бога». Поняв, как далеки от истинного христианства церковь и ее сановники, он выступил против религиозных идей, одобрявших рабство, зависимость и эксплуатацию. Богомил  проповедовал истинное христианство. Его учение было широко известно на Балканах и за их пределами.

В ХI веке в этой части Европы существовало широкое движение, готовое к восприятию гностических влияний.

Так события всегда развиваются там, где имеется благоприятная почва для внутреннего духовного роста. Человек, носитель покоящегося и бессмертного семени жизни, набрав жизненный опыт, становится достаточно зрелым и восприимчивым к божественной помощи. В нем этот зародыш или семя пробуждается и развивается напряженная душевная жизнь. Таким образом, с одной стороны, – прикосновения универсального импульса, не прекращающиеся до тех пор, пока люди не будут готовы слушать и учиться; с другой стороны, – жизненные обстоятельства – подготавливают каждого человека, мужчину или женщину, к тому, чтобы вверить себя в руки внутреннего проводника. Ужасающие зачастую условия жизни в ХI веке служили  катализатором роста и широкого распространения движения тех, кого называли «богомилами».

Духовенство и дворянство представляли элиту Болгарии, богатую и могущественную. Цари утопали в роскоши, а служители церкви вели веселую и беззаботную жизнь за счет бедноты. Последствия такой эксплуатации не замедлив проявляли себя, и постоянно вспыхивали восстания,  в ходе которых многих священников убивали, а церкви разрушали. Но крестьяне непрестанно продолжали искать ответ на вопрос, в чeм же причина зла, и как они могут от него освободиться.

Таким образом, в ХI и XII веках созрело время для возникновения так называемой болгарской «дуалистической ереси», по внешнему виду, казалось бы, локальному явлению, вызванному экономическими причинами. Но в то же время, эта ересь унаследовала богатство гностических традиций.  Прежде всего, огромное влияние оказали манихейские учения. То, что ортодоксальная церковь называла ересью, чаще всего представляло собой возрождение первоначального христианства в форме гностического движения. Манихеи утверждали, что мир – как материальная его половина, так и нематериальная – творение Люцифера, падшего ангела. Богомилы называли его Сатанаилом;  суффикс «ил» напоминал о его божественном происхождении. Следствием его падения была потеря этих двух букв, за ним осталось имя «Cатана».

Значительное влияние оказали на богомилов павликиане Фракии. Они были изгнаны византийским императором и резко выступали против космополитизма ортодоксальной церкви. Богомилы же всегда занимали позицию пассивного сопротивления. Они создавали общины земледельцев, руководствовавшиеся своими собственными законами, и вели уединунный образ жизни, обеспечивая себя, в меру сил, всем необходимым. Это были общины, вдохновляемые подлинным Гнозисом.

Церковь всегда упрекала гностиков за проповедь абсолютного дуализма и тем самым отождествление Бога с маммоной. Мани подвергался нападкам по этому же поводу и был, в конце концов, уничтожен персидской священной кастой. Подобные обвинения почти всегда основывались на отказе или неспособности понять гностическое учение. Дуалистические представления манихеев и богомилов, конечно, не отождествляли Люцифера и его творение с Богом. Согласно всем гностическим учениям, в начале существует, полностью вне пространства и времени, только один Бог. Это Единственное Благое, наполняющее собой Все. Единственное Благое состоит из принципа абсолютной свободы, то есть возможности, находясь в высшей божественной реальности, отклониться от первоначального божественного плана. В Библии это «отклонение» названо  «Грехопадением». В результате человечество отрезало само себя от первоисточника; наши духовные силы были ограничены, а мы сами стали существами животной природы, состоящими из грубой материи, подверженными смерти. Зло или грех, в гностическом смысле, означает жизнь в дисгармонии с божественным планом, предусмотренным для мира и человечества. Гностическое учение говорит не только о первоначальном  монизме и об иллюзорности реальности, в которую заточило себя человечество, но также о возможности изменить ситуацию – вернуть людей в духовные планы, сохраняющие абсолютную чистоту. Таким образом, оно ссылается на так называемые высшие космические планы, в которых господствует принцип «Все в Одном».

 

Не боритесь со злом, вытерпите его!

 

Из этой мудрости проистекает не менее мудрый урок «Не боритесь со злом, относитесь к нему с терпением!» Таким было одно из жизненных правил богомилов, как и их предшественников; таким оно было и остается у их гностических наследниках. Необходимо освободить зло, поскольку оно не в состоянии само освободиться. Истинное зло – это не только разительный контраст между богатством и бедностью, хотя и эта несправедливость несомненно является следствием фундаментального зла – грехопадения.  Вот почему богомилы учили нападать на корни зла, заняв миролюбивую позицию, основанную на сострадании ко всем созданиям. Таким образом, они ставили себя вне всякой борьбы , одной из характерных черт «мира гнева», в котором мы живем. Однако их поведение вызывало агрессию со стороны власть предержащих тех, кто всегда добивался преимущества, следуя принципу «разделяй и властвуй».

 

Отведите тоску по Истине

 

Наибольшее влияние богомилов сказалось на Балканах. Болгария, Фракия  и Македония были важнейшими центрами их деятельности в XI и XII веках. Поскольку Болгария была тогда провинцией Византийской империи, богомилы могли в ней легко распространять свое учение. Наиболее ранние свидетельства о их деятельности, датируемые приблизительно 950 годом, дошли до нас из Константинополя. В XI  веке движение проникло в Сербию, Хорватию и Боснию, затем в Италию, Южную Францию, Германию, Англию и Россию. В начале XII века по приказу византийского императора Алексея I был осужден и сожжен Василий Богомил. В течение XIV века в Константинополе собирались два синода с целью организации отпора учению богомилов.

С XII и до конца XV века бастионами богомилов являлись Босния и Герцеговина. Говорили даже о «Боснийской церкви», верующие которой называли себя «pravi krstjani» – истинные христиане.

Документ, датируемый 1199 годом, сообщает папе Иннокентию, что «в Боснии распространяется  значительная ересь»  и что один из князей уже обращен в эту веру. По слухам, там было около 10.000 верующих. Тогда папа приказал королю Венгрии и Хорватии изгнать еретиков из Боснии и захватить их имущество. Окончательно конец церкви богомилов в Боснии положило турецкое нашествие 1463 года. Большинство крестьян добровольно избрало ислам. Тем не менее, в XVII веке путешественники сообщали, что в Боснии мусульмане читают не только Коран, но также и Новый Завет.

Богомилы оказали огромное влияние на катаров. Связи между ними существовали с очень давних пор, а когда ужесточились преследования богомилов, некоторые из их служителей высокого сана бежали на запад, где вдохновили, в значительной мере, движение катаров. Одним из их наиболее крупных представителей был Ницетас. Он объездил весь Лангедок и в 1167 году созвал Совет недалеко от Тулузы. Ему удалось собрать представителей многих гностических групп Северной и Южной Франции, а также Ломбардии, и в результате это событие дало импульс распространению движения катаров в XIII веке.

Одним из редких сохранившихся подлинных сочинений богомилов является Тайная Книга (Tainate Kniga, Liber secretus)[1].   Этот текст построен в форме диалога между Христом и Иоанном, затрагивающего, наряду с другими, тему начала творения.  В начале господствовал только благой Бог. Он не имел формы и  тела. Этот Бог создал  семь бескрайних Небес, не имевших конца и начала. От этого Бога Света родился Сатанаил, создавший по своей упрямой воле собственный мир. Так Сатана,  в начале брат Христа, стал ангелом смерти. «Из-за своего самовозвеличивания, – говорит Христос в этом тексте,– мой Отец подверг его трансформации, лишив его света Своей славы.»

 

Смерть истреблена огнем

 

Роль человечества  в ходе этой первоначальной драмы представлена следующим образом:  «Духи тьмы захотели напасть на Царство Света. Они достигли самых его границ, но не смогли ничего против него сделать и должны были понести наказание. Но Царство Света состоит лишь из Добра, поэтому только Добро могло бы наказать демонов тьмы. Для этого духи Царства Света взяли часть своих владений и смешали их  с тьмой. Таким способом закваска проникла в Царство Тьмы и породила в нем вихрь,  увлекший с собой смерть вместе с зародышем ее собственного разрушения. Медленно она начала истощаться. Одновременно появилась и человеческая раса. Первоначальный человек пришел из Царства Света, желая смешаться с тьмой, чтобы окончательно ее победить».

Сейчас, в двадцатом  столетии зло снова достигло своего апогея. Многих, наученных горьким опытом и измученных сердцем, увлекает новое течение. Послание богомилов очень древнее, но, тем не менее, все в нем актуально сегодня. 

Огонь гностического учения, подхваченный катарами, передан Розенкрейцу наших дней. Современные розенкрейцеры не могут уединяться в маленьких общинах, но должны словом и делом демонстрировать свое учение посреди лихорадочного и перенаселенного мира... Гнозис расцветает снова.

Божественная помощь снова открывается миру и человечеству, несомая все возрастающим числом человеческих голов, сердец и рук.

Прим.


1. Болгарский текст этой книги до сих пор не найден. Известны два перевода на латинский язык. Один из них хранится в архивах Инквизиции Каркассона, другой входит в венский «Pergamenten Codeх» (14 век).  Перевод входит в книгу «Ереси  позднего средневековья». («Heresies of the High Middle Ages» by Walter L. , Wakefield and Austin P.Evan, Columbia University Press, N. Y. 1969/1991).