• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Дух свободы

Дух свободы

В долине Арьежа каждый внутренне открытый человек ощущает прикосновение живой атмосферы, истоки которой находятся вне пространства и времени. Воздух здесь наполнен совершенно иным духом, нежели над расстилающейся окрест равниной. Могучая горная цепь, ограждающая долину, подчеркивает то, что люди входят и продвигаются в пространстве, подчиняющемся космическим законам более высокого порядка. В этом мощном ландшафте более, чем в каком-либо другом месте, слышно эхо жизни и работы катаров.

Монсегюр 4В таком природном окружении дух обитателей этой местности всегда был свободным и независимым. Этот факт подчеркивают все исторические исследования края. Аквитания была землей независимых сеньоров, не державших ответ ни перед церковью, ни перед светской властью, но только перед Богом. Результатом были независимость, свобода и терпимость во всех областях искусства и религии. Именно поэтому в Аквитании получили развитие важные направления средневековой литературы и музыки. Трубадуры и миннезингеры завоевали такую большую славу, что и сегодня хорошо известны многие их имена и сочинения. Ими, например, был вдохновлен «Парсифаль» Вольфрама фон Эшенбаха.

Братство катаров в этой атмосфере свободы и терпимости смогло развиться, достичь расцвета и распространить свое влияние на значительной части Европы того времени. Вполне понятно, почему это братство с его радикальным и бескомпромиссным посланием очень скоро стало восприниматься как угроза сильными мира сего.

Поддержка населением

Невозможно представить себе успешную работу «добрых людей» без поддержки и симпатий населения Аквитании. Исторические факты свидетельствуют о том, каких усилий стоила нарождающемуся централизованному французскому государству и официальной церкви борьба, имевшая целью сломить дух свободы, в котором расцвело учение катаров.

Монсегюр 0В 1209 году был захвачен Безье; замок Монсегюр, расположенный в 120 километрах по прямой, только благодаря предательству пал в 1244 году. Однако почти на сто лет позже, в 1328 году, были заживо замурованы в гроте Ломбрив в Юсса–ле–Ба последние члены братства катаров. Таким образом, потребовалось более ста лет публичных казней, убийств и предательств, чтобы покорить этот свободолюбивый народ.

Катары остались верными своему учению. Когда их окончательно загнали в тупик, и у них остался единственный выбор между неизбежной смертью трусов и также верной, но мужественной и освобождающей смертью, они нашли в себе достаточно сил и духа, чтобы выбрать последнее.

Хотя мы живем в совершенно другую эпоху, наследие катаров имеет огромное значение для современного Розенкрейца. Наряду с другими факторами, именно эта, скрытая долгое время и потому совершенно незапятнанная связь с «прошлым», отличает в наши дни Духовную Школу Золотого Розенкрейца от других групп, серьезно ищущих путь к освобождению.

Школа современного Розенкрейца укоренена не только в настоящем. Она черпает силы из чистого, единственного в своем роде наследия катаров. Это источник древних знаний, восходящих через катаров к предшествующим Братствам, например, к универсальному знанию Гермеса Трисмегиста, учившего в Египте много тысяч лет назад. Названия некоторых гротов в долине Арьежа свидетельствуют о египетском происхождении, например, название грота «Ка» [1]

Сущность всех истинных религий

Мы приносим глубокую благодарность Яну ван Рэйкенборгу и Катарозе де Петри, чьи неустанные, настойчивые поиски вновь открыли, с помощью «Последнего Катара» Антуана Гадала, древнее, но всегда насущное знание о конечном предназначении человечества и за то, что они передали нам это наследство с помощью современных понятий, чтобы каждому ищущему показать путь к Истине.

Монсегюр 1Это знание имеет три аспекта. Первый состоит из философии, фундаментального понимания природы Истины и иллюзии. Второй аспект содержит метод, образ жизни, без труда доступный  в нашей повседневности и который, при условии, что он понят правильно, может привести к освобождению внутреннего человека. В-третьх, это — сила, присутствие которой можно реально почувствовать в Духовной Школе и которая освобождается при следовании рекомендованному образу жизни.

Это пробуждает в ученике современной Духовной Школы внутреннюю радость видения многообещающей перспективы, но также и налагает на него огромную ответственность.

Чистота источника, из которого он черпает силы, еще не означает, что ученик так  же чист. Поэтому прежде всего, пилигриму, идущему по духовному пути, необходимы глубокое самопознание и бесстрашная честность в оценке своих побуждений и поступков.

Знания катаров называют универсальными, потому что они содержат в себе суть всех истинных религий, цель которых — Царствие Небесное, и поэтому рано или поздно проявляющих свою универсальность. Однако никого нельзя считать обладателем истины только потому, что ее «источник универсален». Универсальность означает, что каждый человек может черпать из ее источника, потому что каждый несет в своем сердце образ Бога.

Монсегюр 2Из духовного наследия катаров розенкрейцеры знают, что не личность, а бессмертное ядро души, или микрокосмос, совершает почти бесконечно долгое странствие во времени и пространстве для того, чтобы достичь возвышенной цели. Это странствие выходит далеко за пределы жизни индивидуальной личности.

Достигнув чистоты в образе жизни и актуализировав чистые первоначальные знания, душа может освободиться от метаний между полярными противоположностями  и стать бальзамом для опаленного и страдающего сердца смертного мира. Тот, кто вступает на королевский путь с этой целью, делает это не ради собственного спасения, но ради служения своим ближним. Поэтому он будет неуклонно стремиться  к Истине и Единому Благому. Он выберет этот путь и будет твердо идти по нему, потому что жизненный опыт учит его, что это — единственный настоящий выбор.

 Прим.


1. Ка — первоначальное божественное состояние человека, истинного Богочеловека, «образа Отца»; в египетских мистериях — Ка или Черный Озирис. (A.Gadal. Op weg nar de Heilige Graal (На пути к Святому Граалю), Rozekruis Pers, 3d ed., 1991).

Фото


  • Монсегюр был самой сильной романской крепостью, неприступно и гордо возвышающейся над провансальской равниной.
  • Название Монсегюр, означает «спасительная гора» (фр. Château de Montségur, по-окситански Mount Segur, лат. Mons Securus).
  • Крепость Монсегюр: первая ступень на пути к звездам, к которым стремились катары. Ночной вид с подножия холма и внутри крепости. (Фото - А. Козлов.)