• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Ментальный образ и истинное познание

Ментальный образ и истинное познание

Каждого человека жизненный опыт приводит однажды к осознанию того, что у земной жизни есть предел; и тогда  перед ним неизбежно возникают вечные вопросы: «Что есть мир? Что есть человек?» Для тех, кто не связан с универсальным источником знаний, Гнозисом, ответ на эти вопросы основан исключительно на природном уме и чувственных восприятиях.

Диалектическое рассудочное мышление использует биологический ум, не способный постичь божественное творение, поскольку  он не может подняться выше своего собственного предела, связанного с его материальностью. Уже в глубокой древности люди пытались создать для себя картину реальности и из нее выводить понятия. Пробудившийся интеллект строил для себя образы своей собственной реальности, сравнивал их с данными жизненного опыта, а полученными результатами руководствовался в повседневной жизни.

История философии представляет ряд сменяющихся ментальных образов или моделей мышления, являющихся основой, на которой осуществляется управление жизнью, особенно в современных индустриализованных обществах. Тот, кто желает избавиться от этих общепринятых моделей, должен, в первую очередь, выявить свои собственные ментальные модели, а также их результаты, чтобы суметь уйти от них и освободить пространство для новых мыслей, питаемых Божественным Духом.

Эпистемология (наука о познании) – это раздел философии, исследующий закономерности и ограничения моделей мышления. Эта наука основана на изучении постоянно повторяющихся феноменов человеческого сознания, используемых для построения моделей. Поясним этот процесс на примере ребенка, впервые рисующего человека. Голова похожа на маленькое яйцо, тело – на яйцо покрупнее, а руки и ноги обозначены черточками. Готово! Ребенок спонтанно выбрал для своего рисунка то, что он считает важным и накапливает такую информацию. «Это мама,» – объявляет он. Его рисунок показывает, что ребенок уже может выделить форму человеческого тела среди других форм. Это является условием появления возможности говорить об этой форме и рассматривать ее.

Мысли определяются ментальными образами

Ученый, специализирующийся на изучении методов познания делает то же самое, что ребенок. Он (или она) анализирует объект в процессе выбора и упорядочения, так называемого «cистемного анализа», предшествующего выработке модели. Чем более развиты его или ее мыслительные сполсобности, тем больше деталей или определяющих факторов учитывается в ходе анализа. Так рождается в мозгу наблюдателя мысленное творение – модель реальности, такой, какой он или она ее воспринимает. Углубляя свои наблюдения и предположения, он добавляет новые свойства модели; а отбрасывая то, что не сответствует структуре  объекта, он получает то, что составляет его суть. Знание о сущности предмета дает ученому возможность что-то понять  в наблюдаемой действительности. Она становится понятнее, и появляется возможность манипулировать ею и делать прогнозы. Это составляет преимущество данного метода, и его результаты берутся за основу  научных теорий и знаний. Вот почему говорится: «При современном уровне знаний, такая-то вещь – такова.» Таким образом, лучшая теория не намного больше тени реальности.  Платон ясно показываеет это в аллегории  Пещеры.

Является ли истинным то, что «это – таково»?

Но развитие мысленной модели еще не заканчивается, даже если  из нее вывели теорию. Развитие истинного понимания продолжается. Мысли, постоянно сопровождающие построение теории, формируют ментальное облако с сильным зарядом, настоящий фантом, начинающий жить своей собственной жизнью, которую будет стараться сохранить. Это облако, питаемое своими создателями, вырастает до огромных размеров. Так увенчавшаяся успехом теория подталкивает своих создателей на все более тесный путь. Она побуждает к повторению и как бы сжимает изучающих ее в тисках трудноопровержимых идей. Так рождаются стереотипы. Кончается тем, что человек забывает о происхождении, относительности и ограничений модели. Он попадает в плен возникших ложных убеждений, заменивших свободную мысль. «Это – так» приходит на замену высказывания «Это могло бы быть так». Все, что не согласуется с моделью, больше не воспринимается, становясь невообразимым из-за отсутствия соответствующих понятий. Модель последовательно дегенерирует, все далее уходя от когда-то воспринятой реальности, которая отвергла и исключила сама себя. И никто не задаст вопрос, который может принести освобождение: «Действительно ли это так?»

Тот, кто открытыми глазами посмотрит на окружающий мир, обнаружит в самом себе изобилие таких дегенерировавших мысленных моделей. Его интеллекту  не остается ничего другого, кроме использования этих моделей, и они подчиняют и управляют им.

Соответственно этим моделям, мы, как человеческие существа, тщательно просеиваем наши ощущения и чувства. То, что согласуется с любимой моделью, принимается и считается истинным. А то, что ей не отвечает, отбрасывается. Термин «знание» относится к результату такого процесса отбора. Так модель сама себя защищает, делая непроницаемыми окружающие ее стены. Совокупность всех моделей создает «образ мира», определяя идентичность всех, кто живет, руководствуясь им.

Корни познания

Модель Универсума по Данте 1855Классический вопрос: «Что есть человек?» породил множество моделей ответа, частично дополняющих друг друга, а в чем-то друг другу противоречащих. Хотя многие из этих моделей были признаны абсолютно разумными и полезными, оказывается, что вся их совокупность представляет лишь некоторые фрагменты истины. Их не всегда достаточно, чтобы объяснить всю сложность человека. Как же получилось, что нет еще окончательного ответа на вопрос: «Что такое человек?» И почему стали возможными огромные различия между предлагавшимися ответами?

Знание, основывающееся на природном мыслительном процессе, является производным от ощущений. Поскольку сведения, полученные через ощущения, являются основой любого систематического анализа, и поскольку перспектива из-за различий в ощущениях варьируется от индивидуума к индивидууму, каждая модель будет изображать чем- то отличающийся фрагмент воспринимаемой реальности. Одного этого факта достаточно, чтобы  достижение всеобщего консенсуса относительно человеческой природы стало невозможным. Строение органов чувств не позволяет людям адекватно познать человека в его целостности. В то время как четверичная личность и инструменты ее ощущений являются частью диалектической природы, микрокосмос – связанное с ней бессмертное существо – принадлежит другому, божественному природному порядку.

Божественное Царство недоступно для чувственных восприятий, равно как и непостижимо для мысли. Логическое мышление, значительно культивируемое в наши дни, способно включить намного больше факторов в модель, чем всего лишь несколько поколений тому назад. Это позволяет создавать мысленные модели, совершенно невообразимые сто лет назад. Сегодня возможно обмениваться и сравнивать эти модели с помощью всемирной информационной сети. Поэтому условия, по-видимому, благоприятствуют тому, чтобы задать вопрос, может ли наше диалектическое мышление, выполнив всеобъемлющий конспективный обзор всех существующих моделей, однажды постичь истину? 

В Средние Века ученые еще были способны удерживать в поле зрения все существующие модели. Сегодня это невозможно. Поскольку модели так усложнились и специализировались, овладение всего лишь одной из них требует долгих напряженных и сосредоточеных размышлений. Но после того, как человек многократно снова и снова бьется над одной и той же мыслью, он уже не сумеет выкинуть ее из головы. Он станет пожизненным пленником созданной модели и ее концепций. Именно так в  наших университетах готовят высокообразованных специалистов, для которых профессиональная жизнь превращается в поиск применения и еще большего усложнения своей любимой модели, заменившей им истину и реальность. Следует лишь посетить библиотеки наших высших учебных заведений и пройти вдоль миль книжных полок, чтобы понять, что время, когда одиночка мог говорить о всемирном обзоре, давно миновало. Напротив, знание все более дробится и с каждым годом усложняется, никогда не достигая синтеза. Это умно задуманный, но порочный круг, цель которого – сделать наше мышление неспособным выполнить свое предназначение: быть инструментом для новой души.

Отбросьте костыли и идите!

Cила, поддерживающая наиболее значительные модели,  проявляется на многих уровнях. Ищущий Единую Истину сталкивается с опасностью сделаться пленником такой модели, тем самым оставаясь закрытым для прямого знания, которого он или она могли бы достичь с помощью обновленной души. Например, тот, кто проверял свои мотивации методами психоанализа, часто будет встречать затруднения в мысленном выражении более глубокого понимания самого себя. Тот, кто обязан хорошим здоровьем определенным идеям о диете, не легко эти идеи оставит, даже если они окажутся неподходящими при иных условиях или для других людей. Тот, кто обязан своим духовным развитием определенному эзотерическому направлению, с трудом будет воспринимать другие концепции.

Международная Духовная Школа Золотого Розенкрейца также иногда должна прибегать к помощи моделей для передачи определенных идей. Эта передача основывается исключительно на внутренней открытости читающего или слушающего, на его(ее)  полной способности достижения другого понимания. Некоторые искатели также времено пользуются моделью и удовлетворены достигнутым результатом. Если новая модель преподносит им противоположную точку зрения, они испытывают смятение и разочарование. Такое разочарование может, тем не менее, оказаться благотворным, помогая взломать закристаллизовавшуюся мысль и расширить мышление. На самом деле, все сказанное и написанное – только образы, временные костыли, камни, по которым ступают, чтобы достичь следующей фазы.

Необходимо воспользоваться этими костылями и опорными камнями по отношению к жизненным реалиям, чтобы стать независимым. Коль скоро модель обеспечила успех нового понимания, и цель достигнута, следует отказаться от использованного мысленного образа, чтобы избежать какой-либо кристаллизации.

Обучение сердца

Гностическое понимание ведет к полному знанию о высшей реальности. Оно не может быть связанным с чувственным восприятием, но только лишь с божественным семенем микрокосмоса. Этот источник божественной Мудрости словно погребен под ментальными образами, накопившимися в течение столетий, и его импульсы еще очень слабы. По мере оживления этого погребенного принципа, раскрывается новая способность понимать. В течение первой фазы развития ищущий еще обязан своим знанием мысленным моделям. Но он находится на пути к пониманию разницы между старым способом мышления и Мудростью, исходящей из первоначального Источника всего сущего. Затем у него возникает способность внутреннего различения; представляемая модель уже не придумывается, а узнается и принимается на этой новой основе, часто вопреки протестам рассудка, который любит сначала все анализировать. Это узнавание  есть вера, прямой путь к Единой Истине. В настоящей Духовной Школе можно вести поиск, достичь и жить в этой второй фазе только на основании веры. Чувственные восприятия еще необходимы, но на этой фазе больше не образуется никакой связи между интеллектом и какой бы то ни было мысленной моделью, но скорее – связь между восприимчивым сердцем и Первообразом, на котором основано Творение. Так пробуждается интуиция, намного превосходящая любой образ, способный активизировать интеллект.

Интуиция – сила возрожденой души. Это голос души, начинающийся с шепота. Если искатель проявляет настойчивость в своих усилиях, эта новая сила ведет его все более явно к третьей фазе развития, где божественный Дух соединяется со зрелой возрожденной душей. Дух входит в систему этого человека, и больше для него или ее нет необходимости в каких- либо посредниках или моделях. Теперь в его распоряжении способность Нового Человека непосредственно воспринимать божественую Мудрость и узнавать ее. Все, воспринимаемое им в этом состоянии бытия, ему ясно показывается и объясняется. Он созерцает изначальные образы и видит сквозь явления. Он осознает единство, истинную природу всего сущего, и не дает больше ввести себя в заблуждение тому, что создает огромное разнообразие вещей. Он приобрел «sapientia occulta», скрытую внутреннюю Мудрость: Гнозис, наделяющий его истинным откровением Бога, мира и человека.

Илл.


Модель Универсума по Данте. В «La Materia della Divina Commedia di Dante Alighieri», Michelangelo Cactani, 1855. Надписи на рисунке (сверху вниз):

  • ЭМПИРЕЙ
  • ПАРАДИЗ
  • IX. КРИСТАЛЛИЧЕСКАЯ СФЕРА.
  • ПЕРВОДВИЖИТЕЛЬ (PRIMUM MOBILE)
  • VIII. СФЕРА НЕПОДВИЖНЫХ ЗВЕЗД
  • ЗОДИАК
  • VII. СФЕРА САТУРНА
  • VI. СФЕРА ЮПИТЕРА
  • V. СФЕРА МАРСА
  • IV. СФЕРА СОЛНЦА
  • III. СФЕРА ВЕНЕРЫ
  • II.      СФЕРА МЕРКУРИЯ
  • I. СФЕРА ЛУНЫ
  • огонь
  • земной рай
  • воздух
  • ЧИСТИЛИЩЕ
  • полусфера воды
  • полусфера суши
  • АД  темный лес
  • Иерусалим