• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Происхождение и значение Лабиринта

Главная / Книги и периодика / Журнал «Пентаграмма» / 1999, №1, с. 4

Происхождение и значение Лабиринта

Услышав или прочитав слово «лабиринт», вероятнее всего, вы подумаете о сложном, хитроумном переплетении путей и проходов, или о ярмарочном аттракционе, в котором можно легко заблудиться. Попасть в центр, из-за обилия возмож­ных окольных путей, — задача трудная, даже своего рода искусство. Слово «лабиринт» может также ассоциировать­ся с непонятной, вызывающей замешательство ситуацией, или служить иллюстрацией того, что человек оказался в ловушке запутанных жизненных обстоятельств.

Перед каждым человеком, приступающим к изысканиям о происхождении и значении лабиринтов, возникает вопрос, в чем сходство и различия между Лабиринтом мистериальным и обычным, диалектическим. Говоря кратко, трудность вот в чем: мистериальный Лабиринт может предстать как тропа земных блужданий — обычный, диалектический лабиринт, — но не наоборот.

Pentagramma-1999-1-str4-gerodot

Геродот

Почти повсюду в мире встречаются группы зданий, переходов, спирально расположенных больших или малых камней, образующих Лабиринты. Кроме того, Лабиринты изображали на скалах, на монетах и т.п. Возраст многих из них — тысячи лет, и их руины уже в античном мире были местной достопримечательностью и предметом дискуссий. В своей «Истории» Геродот (ок. 484-425 гг. до Р.Х.) описал то, что он видел во время посещения развалин египетского Лабиринта у Меридова озера близ Арсиноэ, так называемого города крокодилов. Египтяне это место называли «храмом у моря», или «Аменемхет жив». Е.П. Блаватская писала во втором томе «Тайной доктрины», что храмовый комплекс старше пирамиды Хеопса, и что «символический рекорд человеческих Рас и Трех Династий (Богов, Манас — Полубожественных Астралов Третьей и Четвертой Рас, и Героев Пятой Расы), предшествовавших «чисто» человеческим царям, был найден в расположении галерей и проходов египетского Лабиринта. Так как три инверсии Полюсов, без сомнения, изменяли лик Зодиака, то каждый раз должен был быть построен новый».

Вполне возможно, что Геродот назвал этот комплекс зданий, колоннад, мест захоронений царей и их гробниц Лабиринтом потому, что словом «labyrinth» часто пользовались для обозначения комплекса сооружений, в котором можно легко заблудиться. Но остается вопрос, совпадало ли первоначальное название такого рода мест инициации с понятием Лабиринта. У историков существует мнение, что неописуемая запутанность и сложность сооружений египетского Лабиринта послужила моделью знаменитого Лабиринта на острове Крит, построенного значительно позже и связанного с мифом о Тесее, Минотавре и нити Ариадны.

Один вход, один путь

В древности понятие «лабиринт» относилось, в первую очередь, к зданию с единственным входом и с таким множеством закоулков, что посторонний человек мог в них заблудиться. В эпоху Возрождения это понятие было дополнено новым аспектом лабиринта как «тропы блужданий» («Irrgarten», нем.), головоломного запутанного маршрута («maze», англ.).

Согласно Геродоту, египетский Лабиринт фараона Аменемхета III (1842-1797 до Р.Х.) был построен как заупокойный храм у подножья пирамиды Хафра. Хранители рассказали гре­ческому историку, что в подземных камерах похоронены двенадцать фараонов и некоторое количество священных крокодилов. Геродот осмотрел лишь верхние покои, превосходящие, по его словам, все творения рук человеческих. Последующие посетители также видели в этом громадном, достигавшем размеров примерно 300 х 250 метров, комплексе одно из Семи Чудес Света. Сегодня от него сохранилось лишь несколько колонн. Английский археолог Флиндерс Петри предпринял в 1888 г. раскопки храмового комплекса с целью разгадать секрет древних грабителей, которые тысячи лет тому назад могли добираться до погребальных камер через сеть проходов. По его убеждению, они должны были располагать планом постройки. Впрочем, его реконструкция не соответствовала принятым представлениям о форме мистериального Лабиринта. Основываясь на известных описаниях, немецкий ученый-универсалист Атанасиус Кирхер (1602-1680) сделал красивый рисунок египетского Лабиринта. Однако все такого рода попытки основывались на личном воображении авторов. Историки начала христианской эры упоминают лишь об огромном архитектурном комплексе, что вызывает больше вопросов, чем ответов.

Интересно описание Геродота. Он писал о невообразимо большом здании с двенадцатью крытыми внутренними дворами и тремя тысячами комнат, располагавшихся наполовину над землей, а наполовину — под землей. Согласно другому греческому историку, Диодору Сикулу (I век до Р.Х.), египетский Лабиринт был памятником двенадцати царям, правившим в двенадцати провинциях (номах) Египта.

Нигде в описаниях этих двух греческих ученых не упомянуты запутанные переходы. Стройная упорядоченность сооружения не заставляла никого блуждать, как в лабиринте-ловушке. Возможно, огромные размеры и неспособность охватить одним взглядом все сооружение побудили последующих авторов пользоваться словом «labyrinth», которое впоследствии связали с термином «внутренняя работа».

Является ли подлинный Лабиринт местом посвящения?

Настоящий мистериальный Лабиринт связан с мотивами физической и духовной смерти, возрождения и посвящения. Особенно это относится к Египетским мистериям и родившимся из них культам. Подземные помещения предположительно служили заупокойным храмом. Такой храм, очевидно, мог быть и местом посвящения, где фараоны готовились к выполнению своей задачи правителя-жреца. Позднее сходные мотивы игра­ли роль во многих других Лабиринтах. Например, на острове Малекула (Новые Гебриды, Меланезия) существовал ритуал, согласно которому душа умершего приближалась к Лабиринту, начерченному одним из стражей и затем стертым наполовину. Душа, желающая стать бессмертной, должна была восстановить Лабиринт, прежде чем она сможет достичь центра.

Наскальные рисунки и изображения Лабиринтов находят повсюду в мире. Древнейшим из них тысячи лет. С их извилистым путем, ведущим к центру, они всегда образуют органичное целое. Основная форма — крест, заключенный в круг. Круг образуется движением вдоль центра. Крест представляет землю или личность, причем и та и другая состоят из четырех элементов, или эфирных сил. Четыре элемента выражаются также в четырех телах-носителях, или проводниках личности. Круг символизи­рует солнце, макрокосм или микро­косм. Таким образом, Лабиринт с его семью, девятью, десятью или двенадцатью переходами, или поворотами, становится местом ориентации. Всякий, вступивший в него, начинает странствие к своему конечному предназначе­нию — к центру, сердцу своего существа. Он пытается достичь в замкнутом пространстве сво­его внутреннего Лабиринта сог­ласования двух принципов: Крес­та земного человека и Круга вечности. Путь через Лабиринт не ведет напрямую к центру, а следует принципу максимума «окольных путей».

Не стал ли мистериальный Лабиринт земной тропой блужданий?

Старейшее изображение диалектического лабиринта относят к началу 15-го столетия, эпохе Итальянского Возрождения. Позднее, в эпоху барокко, нас­тупившую в Италии во второй половине 16-го столетия, и последовавшего периода рококо образ лабиринта принял вид тропинки между двумя стенами высоко подстриженной живой изгороди, служившей лишь для того, чтобы вызвать замешательство или развлечь гостей. Рассказывают, что Папа Клемент X любил посылать своих слуг в лабиринт. Как только они совершенно теряли ориентацию, раздавался оклик немедленно продолжить труд.

Главное различие между герметическим Лабиринтом и лабиринтом-аттракционом — это их путь: древнюю форму Лабиринта определяет наличие единственного пути и одного входа, тогда как в лабиринте-головоломке имеется бесчисленное множество путей и большое разнообразие выбора. Высокие стены последнего не позволяют заглянуть поверх них. В Лабиринте же нет ни пересечений, ни развилок: несмотря на все извилины и повороты, единственный путь ведет точно в центр. Вошедший не может заблудиться. Следовательно, герметический Лабиринт — это замечательный символ пути, который должен пройти искатель истины.

Нить Ариадны

Мистериальный Лабиринт — это геометрическая фигура, периметром которой является окружность или квадрат. При взгляде сверху он представляет собой гармоничный рисунок со следующими характерными чертами:

  • имеется только один вход;
  • путь неясен и ведет, петляя, к центру;
  • благодаря изгибам, используется все внутреннее пространство;
  • следствием такой структуры является то, что кто бы ни вошел  в  лабиринт,  непременно придет в центр.

Для  тех,  кто  следует  этому пути,  неуклонно  возможность отклонений уменьшается. С философской  точки зрения,  это можно было бы рассматривать как потерю «балласта» и «земных богатств». Как противоположность, возрастает концентрация, обращенность  внутрь  себя  и сосредоточенность на основных моментах внутреннего пути. Ста­новится очевидным, что движение представляет собой также взаимодействие между расши­рением и сжатием, между вдыханием и выдыханием. Такое маятникообразное движение, при котором постоянно меняется направление, происходит на трех уровнях.

Латинизированной в Средние Века формой слова «labyrinth» является «laborintus», «внутренняя работа». Хотя, по-видимому, это не отражает этимологии слова, такое значение, на самом деле, точно определяет процесс, связанный с Лабиринтом происходящий в нем.

Любой человек, войдя через узкий вход, теряет способность ориентироваться извне, но должен следовать внутренним путем. На этом пути он неоднократно будет приближаться к цели, не будучи в состоянии заметить этого. Но это не бу­дет пустой тратой времени, по­тому что повторные приближения и удаления от цели означают протекание внутрен­него процесса созревания, в котором испытываются решимость и стойкость искателя. Нет прямого,  короткого пути.

 


© Журнал «Пентаграмма» издается Международной Школой Золотого Розенкрейца Lectorium Rosicrucianum