• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Послание Гнозиса в немецких сказках

Широко известно: «сказка - ложь, да в ней намек». Эти слова А. Пушкина удивительно точны не только потому, что в сказках сокрыто глубокое нравственно-поучительное содержание. Не менее важно другое: многие сказки содержат духовное послание, которое может открыть, «разгадать» стремящийся к этому человек.

02.jpgСказка зачастую рождается так же, как легенда или миф. В подсознании отдельного человека, как и человечества в целом, сокрыты архетипические образы, связанные с душой, жизненным путем и его задуманным Богом смыслом. Эти образы не осознаются нами, но стремятся раскрыть себя людям, ведь через них действует сам Дух, ищущий способа обратиться к человеку на понятном ему языке. Один из этих «языков» - язык мифологическихи сказочных сюжетов, за которыми скрывается символическое описание духовного пути – пути, к которому призывается каждый человек.

Исследователи обратили внимание на родство сюжетов сказок народов мира, что подтверждает написанное выше: в сказках ищет выхода глубинная жажда человеческой души быть услышанной.

О чем чаще всего повествуют сказки? О различных испытаниях на пути к прекрасным целям, о злом колдовстве и чудесной победе над ним, о превращениях, происходящих с людьми. Эти сюжеты и есть идущие из сокровенной глубины души указания на события, которые должны произойти в реальной жизни. Ведь духовный путь основан как раз на том, о чем сказки рассказывают в образах: это путь к высоким духовным целям, полный трудностей и надежд, путь освобождения от чар, путь преображения.

Сказки – первое, что обычно читает ребенок, и многим детям свойственно представлять себя какими-либо героями повествования и «проигрывать» сюжет самим. Мы можем воспользоваться этой техникой, осмыслив ее с духовной точки зрения, задумавшись: что на самом деле описывает эта сказка, какие реальные события духовного пути кроются за сказочным сюжетом? И тогда мы поймем, что, например, принцесса в заточении – наша Душа, дракон – астральное «Я», Жених, освобождающий принцессу – Дух. И так далее. Такое прочтение позволит нам по-новому понять знакомые сюжеты и увидеть послание в них послание Гнозиса.

В этой статье мы хотели бы обратиться к нескольким немецким сказкам, чтобы посмотреть, какие сюжеты были выбраны немецким народом для передачи Универсальной Мудрости на языке сказки.

Arthur_Rackham_Maid_Maleen1 Одна из известных в Германии сказок – «Jungfrau Maleen» («Дева Малейн»). Она повествует о девушке по имени Малейн, полюбившей прекрасного принца из далекой страны. Этот принц был сыном великого короля, а страна эта была могущественна и прекрасна. Принц и девушка полюбили друг друга и хотели быть вместе, однако отец Малейн препятствовал их союзу. Читатель, уже имеющий некоторое представление о символическом языке мудрости, понимает: здесь перед нами – скрытое указание на свадьбу Души и ее Небесного Жениха Духа. Эта свадьба должна состояться вопреки воле отца, который символизирует всё земное, весь наш земной мир.

Отец запер Малеен в темную башню, куда не попадал свет солнца и луны, пряча ее от ее жениха. Это очень удачный образ пленения души в материи. Девица вынуждена была провести в башне 7 лет (7 – сакральное число во многих культурах). Обратим внимание: Малейн запирают вместе с ее служанкой. Так и душа оказывается плененной вместе с материальным человеком, который оказывается в земном мире ее слугой.

Но что же было с женихом? Он каждый день подходил к стенам башни и звал свою невесту, но она не слышала его: стены были толстыми и не пропускали его голос. Семь лет заточения еще не прошли, и Малейн пребывала во мраке и холоде своей темницы. Как удивительно описывает сказка ситуацию, характерную для многих людей: Дух обращается к ним, но они не слышат его, оставаясь узниками своих каменных башен…

Однажды Малейн сама почувствовала, что ей пора выйти из темницы. Прошло 7 лет, но башню никто не собирался разрушать. Вместе со служанкой она вновь и вновь пробовала пробить ненавистные стены, пока у помогавшей ей девушки не закончились силы. Тогда Малейн обратилась к ней со словами, с которыми Душа обращается к своему слуге, к земному человеку, к каждому из нас:

— Надо в последний раз попытаться! Может быть, сейчас мы сможем пробить стену и выйти на свет Божий…

Schneewittchen БелоснежкаВместе они долго и мучительно разбирали кладку, вытаскивая один камень за другим. Они выбрались и увидели, что королевства их уже нет. Малейн и служанка скитались, как блудный сын, по селам и городам, но никто не принимал их, пока однажды они не оказались в королевстве того самого принца, свадьба с которым была уготована Деве Малейн. Дальнейшая история повествует о хитростях уродливой девицы, пытавшейся занять место Малейн и обрести союз с принцем, и о ее позорном поражении. В конце концов чистая сердцем Малейн, проделав долгий путь и претерпев много горя, становится супругой принца – Душа, набравшая достаточно горького опыта земной жизни, вступает в союз со своим Небесным Женихом…

Как видим, сказка о Малейн – не просто сказка о любви девушки и принца. Если мы способны понимать символический язык, она расскажет нам о мистерии освобождения души из темной башни диалектического земного мира.

Об этом освобождении говорят и многие другие немецкие сказки, известные по всему миру благодаря записавшим их братьям Гримм. Например, «Schneewittchen» («Белоснежка») повествует о дочери короля, уснувшей в ледяном гробу вследствие злого колдовства и ожидающей поцелуя принца, способного разрушить колдовство. Мы помним, что Белоснежка засыпает, вкусив отравленное яблоко – это прямая отсылка к библейскому сюжету из книги Бытия. Этот сон, символически обозначающий, как догадываются многие читатели, сон отступившей от Божьей воли души, прерывается принцем – Духом, прикасающимся к своей дремлющей Невесте…

05 вода жизниО необходимых качествах человека на пути, ведущем к высшей духовной Цели, рассказывает сказка «Das Wasser des Lebens» («Вода Жизни»). Три принца, сыновья заболевшего короля, отправляются на поиски волшебной воды, способной исцелять и дарить жизнь. На их пути встречаются различные испытания, где они должны доказать, что являются достойными получить эту чудесную воду. Но один сын оказывается «черств сердцем», другой – корыстен. Поэтому они не могут получить искомое, эти сыновья - плохие кандидаты на пути к мистерии, на пути к Живой Воде Духа. Лишь третий сын добывает кубок Святой Воды. Кроме того, он освобождает принцессу, кормит короля далекой страны хлебом, которым насыщаются все жители королевства, и дарует ему меч, защищающий от всех врагов. Слыша об этих удивительных событиях, произошедших с достойным принцем, неисправимые братья принимают решение убить его и отнять найденную им Живую Воду. Но, как известно, мистерию украсть невозможно, ее можно лишь пережить...

Последняя сказка, которую мы упомянем в нашем обзоре – «Die himmlische Hochzeit» («Небесная свадьба»). Она рассказывает о маленьком мальчике, искавшем Небесного Царствия. И хотя делал он это совсем по-детски,  он был искренен и всей душой стремился ко Христу. Видя его усилия, Спаситель сказал ему: «Ты приглашен на вечную Небесную Свадьбу».

Мы обратились только к четырем немецким сказкам, сюжеты которых могут быть рассмотрены с духовной точки зрения. И очень надеемся, что заинтересованный читатель продолжит это «духовное прочтение» самостоятельно.