• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Притчи Иисуса Христа

Притчи Иисуса Христа как указание на Путь Духовного Преображения

…ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного.
(Мф. 13
:10-11)

Наш обзор евангельских сюжетов основан на гностической интерпретации Священного Писания. Это значит, что за буквальным пониманием сюжетов мы стараемся увидеть сокрытый смысл, тайное послание, оберегающее мистерии Христа от неготового человека. Не менее самих притч важна, однако, и хронология библейского текста. Ведь перед нами предстает жизненный и духовный путь не только самого Иисуса Христа, но и путь развития души, следующей за Ним.

Также и хронология притч – последовательность, с которой они рассказаны нам евангелистами – многое поясняет нам, описывая путь духовного преображения от начала до конца со всеми его трудностями и особенностями.  Большинство притч Нового Завета приводятся в Евангелиях от Матфея и Луки, поэтому за основу нашего рассмотрения мы берем, главным образом, эти два текста.

 

Начало Пути: Зов Гнозиса обращается к сердцу

12_480x480.jpgПервая притча, рассказанная Иисусом Христом – это притча о Сеятеле.  Она повествует о том, насколько разным может быть восприятие людьми  обращения Господа к ним и Его зова, непрестанно звучащего в мире для всего человечества. Семена, которые сеет Сеятель – это призыв Господа к освобождению и преображению, к возвращению Домой, это Слово Божие. Если эти семена попадают на пригодную почву, то есть если человек способен и готов воспринимать обращающийся к нему Зов, из посеянного прорастают всходы:  Глас Бога находит в человеческом сердце отклик. Таким образом, притча говорит нам, что лишь благодаря существованию «подходящей почвы», благодаря готовности человека откликнуться на Гнозис возможно следование за Христом.

Притча о добром сеятеле и плевелах обращает наше внимание на то, что не все люди могут слышать Зов Бога, призывающий их вернуться в Царствие Божие. Лишь те, кто обладает духовной искрой, могут воспринять его и  откликнуться.

11_480x480.jpgЧто это за искра? Об этом говорит целый ряд следующих далее притч. Притчи о зерне горчичном, о закваске, о сокрытом в поле сокровище, о хорошем жемчуге – все они указывают на духовный принцип в человеке, на Душу, которая может и должна раскрыться. Духовный Атом-Искра – это великое сокровище в нас, поскольку только благодаря этой  частице вечности в нас, благодаря этой еще не яркой крупице Света мы можем вступить на путь, ведущий к Царствию Божиему. Это Царствие находится не где-либо, а в нас – притчи вновь и вновь призывают нас к глубокому пониманию этого.

Притча о немилосердном должнике обещает нам, что наш «долг» перед Господом будет прощен – вина за падение в материальный мир, вина за отступление от Его воли будет растворена в  милосердии Отца, и можем продолжить начатый путь с уверенностью в этом.

Перечисленные нами первые притчи относятся к начальному этапу духовного Пути, первому аспекту Пятеричного Гнозиса. Этот аспект - понимание истинной природы нашей земной сферы и переживание внутреннего зова к возвращению в божественный природный порядок.

 

Первые шаги на Пути. Человек – работник в божественном Винограднике

Итак, духовный Труд преображения и освобождения начат. Каждый человек, совершающий гностическую духовную работу, в Библии назван работником Виноградника. Притча о работниках в винограднике Господа напоминает нам: много званых, но мало избранных. Многие слышат Зов, но медлят последовать ему. Но все те, кто из внутренней потребности трудится в великом Винограднике Отца, в равной степени любимы Им вне зависимости от того, сколь долго они осуществляют свое служение.

Среди Сыновей Господа есть такие, кто говорит: «я последую Зову», но в действительности не следуют ему.  Эти Сыновья Бога не исполняют Его воли, хотя зачастую очень хорошо  чувствуют, в чем она состоит. Другие же, возможно, с ропотом, с ощущением тяжести выполняемого Труда могут сказать: «не хочу», но все же, раскаявшись, идут и исполняют должное. Об этом рассказывает притча о двух сыновьях.

Притча о злых виноградарях показывает нам, что бывает с теми работниками, которые уклоняются от праведного пути служения Отцу, и предостерегает от этого.

В этих притчах, таким образом, рассматривается второй аспект Пятеричного Гнозиса – стремление к спасению.

 

Работайте с теми силами, что вам даны, и силы эти преумножатся

15_480x480.jpgИстинный работник Господа должен исполнять свой Труд с большой самоотдачей, «препоясанными чреслами и горящим светильником»,  и всегда быть готовым ко встрече со своим Господином. Притча о верном служителе призывает нас к этому и подчеркивает: не следует откладывать свою духовную работу «на потом», ибо «потом» может быть слишком поздно. На это же обращает наше внимание притча о десяти девах, половина из которых оказалась не готовой ко встрече с божественных Женихом – с Духом. Так и люди, не достаточно потрудившиеся на своем духовном пути, окажутся не готовыми и не допущенными на небесный Брачный Пир.

14_328x328.jpgНа духовном пути «кому многое дано, с того многое и спросят». Это значит, что человек, способный к духовной работе, должен осуществлять ее, повинуясь голосу своей Души, а не заглушая его. Душа каждого человека пробуждена в разной степени в зависимости от кармического наследия, поэтому мы должны работать из имеющихся духовных сил. Об этом рассказывает притча о талантах.

Тогда искра Духа непременно будет разгораться в нас, и Роза сердца будет расцветать, подобно тому, как прорастает зерно в притче о семени, прорастающем неприметным образом.

Притча о двух должниках вновь дает нам обетование, необходимое на этом  этапе, подтверждение, что  наши «долги», то есть грехи, будут прощены, что все стремящиеся к Господу могут к Нему идти через служение и самоотдачу.

Третий аспект Пятеричного Гнозиса – самоотдача - становится понят и реализован.

 

Сила Христа и новые Брачные Одеяния

Еще большую надежду дарит нам притча добром Самарянине, исцеляющем израненного умирающего человека. Этот Самарянин – не кто иной, как Христос, как сила Христа. Елеем и вином, то есть новыми чистыми эфирами, она омывает идущего к Царствию Божиему человека, чтобы тот очистился, исцелился, преобразился и вступил в Отчий Дом.

Как мы видим и чувствуем, путь возвращения, который человеку предстоит пройти, очень сложен. Поэтому притча о человеке, просящем хлеба в полночь, призывает нас к настойчивости на Пути.

Притча о неразумном богаче, в  свою очередь, напоминает о необходимости всегда ставить духовное выше материального, преумножать духовные силы, а не материальные блага.

Человеческой личности вновь и вновь дается шанс вспомнить о своем истинном предназначении и реализовать его. И даже тогда, когда на это осознание человеком своей изначальной и подлинной духовной природы остается совсем мало надежды, Бог не теряет ее. На это указывает притча о неплодной смоковнице в винограднике, которую не срубают до последнего, надеясь, что однажды и она принесет добрые плоды.

От каждого человека ожидается, что на основе созревшей души он совершит в своей жизни фундаментальный поворот. Только тогда сможет настать черед четвертого аспекта Гнозиса – новой жизненной позиции, необходимой для микрокосмических изменений.

 

Итог Пути: возвращение Домой

Те работники и служители Господа, кто ткёт Золотые Брачные Одеяния, то есть созидают новые тонкие тела в процессе трансфигурации, становятся достойными присутствовать на Небесной Свадьбе – там, где Дух венчается с Душой.  Притча о Брачном Пире говорит нам, что все, кто не одет в брачную одежду, то есть кто не осуществил фундаментального изменения своего существа, будут изгнаны во тьму внешнюю, а те, кто достоин, будут на ней желанными гостями. Брачный Пир, одухотворение Души - это цель трансфигурации. Христос призывает трудиться для ее достижения день и ночь, помня, что никто не знает, когда последует приглашение на Свадьбу.

Притчи о заблудившейся овце и о потерянной драхме призывают нас помнить: Бог не оставляет дел рук Своих, и каждый блуждающий в темноте микрокосмос однажды вернется к Своему Божественному Истоку. И вместо тех людей, что не смогли соткать своих новых Одежд, придут другие, чтобы служить своему микрокосмосу и привести его Домой.

16.jpgПритча о блудном сыне указывает нам на это ожидаемое всеми Небесами возвращение и приближает нас к концу описания притчами иносказательного пути души.

Человеческая личность, пребывающая в микрокосмосе, сравнивается Христом в притче о домоуправителе с управителем дома. Эта личность не владеет домом, то есть божественной микрокосмической системой, а является лишь временным ее управителем. Задача личности – не расточать богатства своего дома, микрокосмоса, а исполнять свое назначение, то есть приготовлять дом для Господа.

Мы видим, что притчи постоянно рассказывают нам о двух путях, по которым может пойти человек: о Пути к Высшему Благу, к Богу, и о пути, ведущем в жизнь без Бога, во тьму. Так и притча о Лазаре свидетельствует о непроходимой пропасти между Царствием Небесным и внешней тьмой, ожидающей тех, кто не желает вспомнить о своем богосыновстве.

И если отвергнувшие Бога люди погружаются во мрак, служители Гнозиса восходят к Силе и Славе. Однако притча о работнике, вернувшемся с поля, напоминает нам, что в нашем Труде мы, земные личности, лишь выполняем свое задание, то, для чего мы были созданы. Это задание – предоставить Другому в нас возможность расти и развиваться, в то время как сами мы должны умаляться перед Ним.

Утешающее обетование, ставшее вновь необходимым на Пути, дарит нам притча о судии, говоря, что Бог всегда  «защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь», и вновь призывая к настойчивости.

18_480x480.jpgПритча о фарисее и мытаре напоминает, что внешнее благочестие мало угодно Богу, если не имеет основания в благочестии внутреннем, и предостерегает нас от любой гордыни. Только Бог может истинно видеть, насколько человек продвинулся на духовном пути.

Притча о смоковнице и деревьях дает страшное, но необходимое предупреждение: День Откровения однажды закончится, то есть время, когда может быть свершено освобождение, не бесконечно. Тогда искры Духа, не разгоревшиеся в божественное Пламя, все не воскресшие души будут вынуждены ждать нового Дня, нового мира, новой возможности возвращения. Иисус предостерегает: «горе же беременным и питающим сосцами в те дни», то есть тем, чья Душа еще не развилась в достаточной мере для того, чтобы вернуться. Поэтому вновь и вновь звучит призыв Гнозиса: работайте, ибо остается мало времени.

Притча о добром пастыре – последняя притча Нового Завета. Она записана Иоанном и открывает самые глубины христианских гностических мистерий. Притча рассказывает нам о силе Христа, о силе Гнозиса, исходящей в наш мир ради нашего спасения и освобождения.

«Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. …и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь».

Благодаря этой силе, благодаря Гнозису-Христу осуществляется Свершение как пятый этап – возрождение в новом жизненном поле становится реальностью.

Copyright © Валерия Мазепова, 2015