• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

«Россия и гнозис», 26 - 27 марта 1996 года

25.03.1996 15:00/читать дальше...

Прежде всего, позвольте мне приветствовать всех участников этой конференции, уже третьей по счету, проводимой Библиотекой иностранной литературы за последние три года и посвященной вопросам гностической философии и Гнозису в широком смысле слова.

Как многие из присутствующих здесь помнят, три года назад мы совместно с Библиотекой герметической философии из Амстердама открывали во ВГБИЛ конференцию и выставку «500 лет гностицизма в Европе». Материалы этой конференции изданы и получили высокую оценку как специалистов, так и всех интересующихся данной проблематикой.


25.03.1996 15:03/читать дальше...

Некоторые очень общие представления, связанные с гностицизмом (как он понимался в русской традиции, в особенности, Владимиром Соловьевым), остаются существенными и для современного человечества. Но, с другой стороны, как многие основные представления о религии, философии и культуре, они оказываются и очень древними. Я начну с довольно ранней предыстории.

Основанием для того, чтобы гностические и связанные с ними представления о мудрости сопоставлять с ранними аналогичными образами, которые мы видим в религиях 3-2 тысячелетия до н.э. на Ближнем Востоке, т.е. для того, чтобы установить такую, как минимум, пятитысячелетнюю предысторию нашего понимания Софии, или Мудрости, служит, прежде всего, ветхозаветный гимн Мудрости в книге Притчей («Proverbia»). Полагают, что это одна из самых древних частей Ветхого Завета.


25.03.1996 15:06/читать дальше...

Масонство с самого его зарождения в Западной Европе и затем в России теснейшим образом связано с наследием мирового гностицизма. С точки зрения духовных вождей ордена вольных каменщиков их идеи и есть новый, совершенный и просветленный гнозис, неожиданно возродившийся в эпоху Просвещения. Но с самого начала масонство являет собой нечто гораздо большее и сложное, нежели очередная философская система или идеология. Вольные каменщики мыслили о себе и своей «божественной науке» в категориях мировой истории, натурфилософии и жизни космоса, и не случайно великий мастер ложи, принимая в орден очередного ученика, напоминал ему со значением обо «всех рассеянных по вселенной братьях наших».


25.03.1996 15:13/читать дальше...

Гностические ожидания и своеобразное эсхатологическое томление, охватившие часть интеллигенции начала XX века и выразившиеся в феномене «нового религиозного сознания», основной спецификой которого было истолкование христианства как религии духовной и политической революции в противовес консерватизму синодальной церкви, чаяние революционного перехода в новый эон мировой истории, — имеют свои параллели в предшествующей эпохе, во многом подготовившей и предвосхитившей неистовое, хотя и кратковременное цветение начала века.


25.03.1996 15:23/читать дальше...

В конце XIX — начале XX века волна любомудрия, возникшая в России, акцентировала интерес к проблемам духа времени, провиденциального значения судьбы, а также к вопросам социальной алхимии и пророчества. Они стали объектами интеллектуального внимания наряду с другими вопросами традиционно гнозисной проблематики, такими как аспекты и атрибуты Бога, сущность и план творения, соотношение между Единым и множественностью, нетварным и тварным, вечностью и временем, вопросами теодицеи и происхождения и природы зла. Концентрация на этих вопросах свойственна «fine de ciecle», порождающему острое экзистенциальное ощущение конца времени, наступления нового зона. Идеи и темы упадка, смерти, обвала, крушения пришли в Россию с Запада с целым облаком мыслей, настроений, связанных с такими именами, как Гюисманс, Рескин, Ницше, Вагнер, Ибсен, Стриндберг и др. 


25.03.1996 15:42/читать дальше...

Концепция сверхчеловека Успенского связана с общим метафи­зическим энтузиазмом, охватившим Россию на рубеже двух столе­тий, одним из провозвестников которого был Владимир Соловьев. Успенский испытал на себе влияние метафизической антропологии Соловьева. Человек, согласно Соловьеву, находится между двумя абсолютами. «В человеке природа перерастает самою себя и переходит (в сознании) в область бытия абсолютного». «Космос, — утверждает Соловьев, — это Бог «иной», т.е. «абсолют в процессе становления».


25.03.1996 15:52/читать дальше...

Изучение мистических обществ и орденов, существовавших в советский период в России, если не считать одиозных публикаций по «масонскому вопросу» в 70-х и 80-х годах нашего века1, началось только в последние годы, когда для исследователей в какой-то мере приоткрылись ранее недоступные архивы ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ. Однако этой возможностью воспользовалось, насколько мне известно, весьма ограниченное число историков. Последнее, на мой взгляд, объясняется причинами как субъективного, так и объективного характера. К первой из них следует отнести воспитанное в обществе недоверие к фактам, содержа­щимся в архивно-следственных делах «ведомства страха», априорно воспринимаемых в качестве заведомой фальсификации следователей и самооговора со стороны подследственных. Вторая определяется спецификой самого материала, требующего не только длительных разысканий, но и наличия у исследователя исходных «базовых данных» по персоналиям, которые, в свою очередь, появляются только в процессе поиска.


25.03.1996 16:00/читать дальше...

Когда А.Л. Никитин начал готовить к печати архивные материалы духовных орденских кружков 20 - 30-х годов, некоторые из этих материалов потребовали религиоведческих комментариев. В составлении таких комментариев я и принял участие. Промежуточные итоги этой работы, еще далеко не завершенной, составили основу настоящего сообщения.

Прежде всего речь идет о довольно объемном своде легенд, которые читались на собраниях тамплиерских кружков. Большинство их участников называли себя «рыцарями Ордена Света» (кстати, тут, возможно, есть связь на символическом уровне: Свет как Божественное Проявление в тамплиерских кружках обозначался буквой Т, «тау», и ассоциировался, видимо, с начальной буквой слова «тамплиер» и «templum» (храм); тамплиеров в мире ангелов называли «Проводниками Света», иногда записывая это как «Проводники Т»). Небольшая часть этих легенд была опубликована в «Науке и религии» (1992, № 8, 9, 12; 1993, №2, 4, 7).


25.03.1996 16:09/читать дальше...

Цель этого доклада — осветить идею гностического преображения на примере двух стихотворений русских поэтов, а именно, А.С. Пушкина и В.Ф. Ходасевича. Эти поэты относятся к различным историческим эпохам, что позволяет проследить эту идею и в историческом контексте, выявить различие в их перспективах и, что может быть еще важнее,  их сходство и универсальность.


25.03.1996 16:16/читать дальше...