• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Рудольф Штайнер (1861 – 1925 гг.)

SteinerРудольф Штайнер (1861 - 1925), основатель антропософского движения, был человеком, который непосредственно реагировал на импульсы духовного мира, но также мог воспринимать влияния из потустороннего мира и интенсивно стремился научиться их ясно различать.

Сначала он пытался систематически упорядочить осознанные им импульсы из духовного  мира и из «сверхчувственных» миров потустороннего мира. Он придал стройный порядок хаотичным описаниям космологических и антропологических явлений и развитий Е.П. Блаватской и позже построил на этом фундаменте «путь познания», целью которого было привести людей в духовный мир.

Его устремление было направлено на то, чтобы закрепить в сознании людей импульс Христа как чистый импульс из духовного мира и подчеркнуть эзотерические традиции Запада. Он делал это не для того, чтобы утвердить господство христианства над другими религиями, но для того, чтобы дать характеристику новой ступени развития, на которую ступило все человечество с момента воплощения Христа в Иисусе.

По Штайнеру с этим связана специфическая задача современности – задача человека ощутить внутри себя Христа как свое истинное «я». Именно путь Иисуса является показательным и наглядным примером такого опыта. Низшее «я» умирает ради истинного «я», то есть Христа, причем при полном сознании и со всей ответственностью ученика. Именно в этом заключена цель импульса Водолея, начавшего раскрываться во всем мире в последние десятилетия XIX века.

Тем не менее, труд Штайнера тоже несет в себе некоторую неясность, которая может привести к неправильному пониманию. Он не всегда отчетливо различал между непреходящим, вечным миром Духа, в котором нет самоутверждения, и пронизанными самоутверждением сверхчувственными, или так называемыми «высшими» мирами тонкой материи, стоящими со своими потусторонними силами и источниками непосредственно за проявлениями нашего видимого мира.

Поэтому читатель, изучающий его произведения, может легко принять сверхчувственные «высшие сферы» потустороннего мира, не только не несущие в себе  силы Христа, но нередко даже враждебные им, за вечный мир Духа и ошибочно поверить в существование последовательного перехода из потустороннего мира в мир Духа. Это говорит о том, что Штайнер неясно или недостаточно ясно различал между истинным существом человека, принадлежащим вечному миру Духа с одной стороны и его личностным «я», частью этого мира, вместе с его «высшим «я»», относящимся к потустороннему миру, с другой стороны. Высшее, самоутверждающееся «я» человека не является выражением Вечного и не идентично истинному существу, Христу в человеке. Поэтому возникает опасность, что упражнения и процессы, которые Штайнер, например, описывает в своей книге «Как достичь познания высших миров», принимает и выполняет личностное «я», принадлежащее нашему миру, или же высшее «я» – часть потустороннего мира. Это вывело бы человека на путь познания, развивающий сознание самоутверждающегося «я» (сам Штайнер назвал бы его «люциферическим» или «ариманским» «я») в сверхчувственных областях потустороннего мира, а также позволил бы приобрести ясновидение в этих областях. Но ведь целью импульса Христа является избавиться от самоутверждения и низшего, и высшего «я», чтобы в человеке смогло проявиться вечное, истинное существо – его внутренний Христос.

Кто знает, к каким новым проясняющим выводам пришел бы Штайнер, если бы ему удалось построить и расширить работу запланированных «Трех классов» его эзотерической школы. В том же, что он успел сделать – его трудах и докладах – многократно затрагивается решающий принцип современного пути посвящения: собственная ответственность и самопознание. Но в них недостаточно ясно указывается на отказ от самоутверждения и низшего, и высшего, «сверхчувственного», «я» как на условие, необходимое для раскрытия «я» Христа в человеке. Человеческое «я» не может развиться и возвыситься до «я» Христа. Напротив, его самоутверждение должно умереть. Тогда в человеке начнет проявляться вечный мир Духа.

 

Конрад Дитцфельбингер. Духовная Школа Золотого Розенкрейца - LectoriumRosicrucianum - Духовное сообщество современности. - С.П.: Литера - 2010.