• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Русские «ереси» 16-17 вв.

«Бог есть то, что есть общего о Боге во всех верах»

Эти слова были сказаны Феодосием Косым, русским религиозным деятелем 16 века. Феодосий был одним из тех, кто понимал универсальность Истины и не признавал никаких попыток ее присваивать. К сожалению, история распорядилась так, что имя его, равно как и имена других русских "еретиков"  в самой России почти никому неизвестно. Однако за многими из их учений, без разбора заклейменных как ересь, кроется духовной импульс, соприкоснуться с которым мы предлагаем в этом обзоре.

Lissner_TroiceSergievaLavrО русских «ересях» сохранилось очень мало источников, оригинальных текстов - не сохранилось почти вовсе. По крупицам мы можем воссоздать лишь контурный образ учителей и проповедников, осмелившихся выступить против тирании и мертвящего догматизма официальной церкви и поставить под сомнение абсолютную истинность ее понимания христианства. Этот образ необходимо очистить от клеветы церковных оппонентов, создавших его в угоду своим интересам. Мы не можем утверждать, что московские, новгородские, псковские или тверские «еретики» 16-17 века создали проработанные учения, основали долго существовавшие духовные союзы. Но для России все они значили очень много. Их деятельность можно сравнить с дуновением ветра в запертой душной темной комнате или лучом света, внезапно в нее попавшим. Этот луч осветил - пусть слабо, пусть не для всех очевидно, - состояние официальной церкви и абсолютный тупик ее слепого фанатизма.

«Ересь» Феодосия

«Ересь» Феодосия, со слов которого мы начали нашу беседу, была для Руси беспрецедентной: он отрицал необходимость церковных таинств и молитв, поклонение иконам, мощам и кресту и вообще бесполезности внешних форм культа для спасения, более того, говорил о ненужности самой церковной организации.

Cyril-Belozersky-MonasteryСогласно Феодосию, следует не молитвой, а «духом и истиной кланятися»,  не поклоняться кресту, который «дерево суть», а в самом себе искать источник, соединяющий с Богом. Внешние формы для него и его последователей - не более, чем идолопоклонство и формы «человеческого предания». Феодосий спрашивает в своих проповедях: кто решает, в какой день молиться тем или иным святым или есть те или иные продукты, кто пишет слова тех или иных молитв, кто устанавливает церковные правила? Ответ очевиден: сами люди. Они же создают иконы и святыни, которые почитаются ими, но можно ли во всем этом усмотреть божественный исток? Феодосий отрицательно отвечает на этот вопрос.

«Именують себе Русь православными, а они паче человекослужители и идолослужители»

Церковь стремится укрепить свою власть, иногда на страхе, иногда рассказами о чудотворной помощи святынь. Тогда получается, что люди стремятся не к Богу, а к предметам культа, способным выполнить те или иные их эгоистичные желания. «Чюдеса от икон ложни суть» - утверждает Феодосий. Заметим: он не говорит, что чудес от икон «не бывает», но только – «ложни суть». Это значит, что чудеса эти не от Бога, что они служат лишь удовлетворению земных интересов и решению мирских проблем, но Духа в этом не найти.

«...и отводят люди от бога к мертвецем и иконам навыкоша служити, Бога же и не ведят, ниже могут ведати, понеже во идолослужение впадоша».

«Подобает поклонятися духом Отцу, а не поклоны творите, ни на землю падати и поклонятися, ни проскуры, ни капуны, ни свечи приносити».

image001.jpgКроме того, Феодосий отвергал учение о боговоплощении в его православной трактовке. Иисус для него - лишь наставник, пророк Бога, хотя и первый среди прочих.

«Мудр учитель» Феодосий прекрасно осознавал, насколько тесно церковная власть переплелась с земной, государственной, и потому отвергал ее. Истина заключалась, по мнению Ф. Косого, в христианстве раннем, еще не искаженным сотрудничеством с властью. Святое Писание содержит скрытый духовный смысл, но он закрыт от тех, кто неспособен ему внимать. Истина открывается тем, в ком есть «разум духовный», готовность и желание услышать Слово.

 

Стригольники

«Поклоняться духом Отцу», как мы читали выше - такова суть учения Феодосия. Похожих взглядов придерживались и псковские «еретики»  XIV века, отрицавшие церковь и другие человеческие «предания», стригольники.

Стригольники также указывали на мирской характер церковной власти и выступали против нее. Как и Феодосий, они считались совершенно бессмысленными церковные обряды и таинства, культ икон и мощей, полагая, что между человеком и Богом посредники не нужны. Основой истинного христианства стригольники считали Новый Завет и особенно четыре Евангелия, отвергая при этом обязательность принятия догматических толкований текста. Заметим, что учение стригольников содержало черты дуализма, очень явные, например, в учении о Сатаниле, князе-демоне мира сего. Их взгляды имеют здесь много общего с учением катаров и с гностицизмом в целом.

 

Христоверы

Черты гностицизма мы найдем и в учении христововеров, учивших, что существуют небо и земля, мир духовный и мир материальный. Первый создан Богом, второй — сатаной. Согласно этому учению, существуют Семь Небес, и на седьмом обитает Бог, к Которому мы призваны вернуться.

ереси Христововеров относят к так называемому «духовному христианству», противопоставившему себя официальной православной церкви. «Духовные христиане» учат о «внутренней», а не «внешней» церкви, о внутреннем духовном пути, а не внешнем исполнении обрядов. Кроме христововеров к «духовному христианству» относят и духоборов (деятельность которых относится к 18-19 веку), т.е. поборников Духа. Суть их учения сводилась к необходимости пробуждения внутреннего Христа, пребывающего в самом человеке.

«Христос должен в нас зачаться, родиться, возрастать, учить, умирать, воскресать и возноситься».

«В душе человека пребывает сам Бог, и сам Он наставляет человека Своим словом. ... Чувственно Бог существует в природе, а духовно — в человеческой душе».

Важной частью учения духоборов была вера  в реинкарнацию, благодаря которой происходит накопление опыта души.

Духоборы, как и другие «еретики», преследовались официальной церковью. Однако на их защиту встал сам Григорий Сковорода, наверное, величайший русско-украинский мистик и философ.

Но большинство «еретиков», о которых мы кратко рассказали выше, защищать было некому. О них сочинялась немыслимая клевета, выдумывались порочащие факты, не имеющие никаких действительных оснований. Мы можем вспомнить здесь слова из Второго Трактата Великого Сифа из Наг-Хаммади: «После того, как изошли мы из Дома нашего, и спустились в сей мир, и начали быть в телах в мире сем, нас ненавидели и гнали не только невежественные, но также думающие, что проповедуют они Имя Христово...»

К сожалению, последствия догматизма, авторитаризма и агрессии против инакомыслия очевидны и по сей день: мы, живущие уже в 21 веке, не знаем собственных духовных корней. Но мы должны понять, что у нашей духовной работы есть фундамент, и он достаточно крепок. Может быть, поэтому Эдгар Кейси, американский провидец начала 20 века, писал:

«В России заключена надежда мира, не та, которую порой обозначают словом "коммунистическая" или "большевистская"; нет. Но — свобода, свобода! Когда каждый человек будет жить для другого человека! Этот принцип уже рожден. Потребуются годы, прежде чем он кристаллизуется, но из России исходит опять надежда мира...»

 

Илл.: Эрнест Лисснер. «Троице-Сергиева лавра».
Фото: Кирилло-Белозерский монастырь со стороны Сиверского озера.