• 2
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Серебряный век русской поэзии

СИМВОЛИЗМ |

Началом русского символизма считается появление статьи Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе», прочитанную им в Петербурге в декабре 1892.

Илл. Картиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890) часто иллюстрируют начало символистского движения в России.

Расцвет русского символизма связан с именами Александра Блока, Андрея Белого, Вячеслава Иванова, Иннокентия Анненского, Юргиса Балтрушайтиса и других, выступавших в начале 1900-х гг. И, конечно, невозможно представить мировоззрение младших символистов без влияния личности Владимира Соловьева (1853 – 1900 гг.).

Поэты-символисты стремились посредством поэтических образов и аллегорий выразить интуитивно постигаемые ими сущности и идеи, свои чувства и видения. Их символы и образы не что иное как многозначные иносказания, попытка понимания мира и его устройства через часто смутные, трудноуловимые ощущения и представления. «Да и четыре лирических стиха могут быть прекраснее и правдивее целой серии грандиозных романов» - писал Д.С. Мережковский в книге «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

Творчество символистов не всегда можно объединить какой-то одной характерной чертой. В своём творчестве символисты стремились к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. Это желание «того, чего нет на свете» у Гиппиус, «звонко-звучная тишина» у Брюсова, «И светлых глаз темна мятежность» у Вяч. Иванова, «бездна разорванной в клочья лазури» у Блока, «сухие пустыни позора» у А. Белого. Символисты определяли понятие «символ» как тот знак который соединяет две реальности, два мира — земного и небесного, и связь эта устанавливается только чувствами, интуитивно, иррационально. Брюсов называл символизм «поэзией намеков». Белый подходил к этому явлению более широко: он воспринимал символизм как modus cogitandi (образ мышления) и как modus vivendi (образ жизни), и этому посвятил ряд статей, которые впоследствии были включены в книгу "Символизм как миропонимание". Представители этого течения считали, что только искусство помогает достичь идеалов, приобщиться к царству души. Роль поэта символиста они возводили к тому, что он творец новой жизни, пророк, он помогает создать нового человека. Миссию поэта символисты считали самой высокой на земле, так как искусство для них было выше всех сфер человеческой жизни.


СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

«Серебряный век русской поэзии» — период в истории русской поэзии, который условно датируется концом 19 — началом 20 века. Исследователи полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти А. Блока и расстрела Н. Гумилева, а также эмиграции многих поэтов и писателей в начале 1920-х годов из России.

Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного сознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература Серебряного века ставит не злобные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма — 1890-е годы — 1910 год. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:

Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.

Старшие символисты

«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

Младосимволисты

А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.