• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Фридрих Шеллинг (1775 – 1854 гг.)

Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775 — 1854) — один из величайших немецких философов.

Философия Шеллинга обычно разделяется на периоды, каждый из которых рассматривается отдельно. С гностической точки зрения наиболее интересен последний этап эволюции идей философа – мистическая философия или философия откровения.

Однако прежде чем дойти до этой вершины, Шеллинг проделал длинный и сложный путь. Во всех его этапах – от натурфилософии (философии природы) до идеализма он прозревал глубокие истины, в конечном счете приведшие его к Богу. Однако Шеллинг не пришел к Нему «логически», как может показаться на первый взгляд. Философия Шеллинга всегда рождалась из его отчаянного поиска истины, к которой стремилось его сердце и которую оно обрело. Поиск Шеллинга был не логическими построениями в рамках философской системы, но великой потребностью  его души.

Труды  Шеллинга любого этапа становления его философии очень сложны для понимания. Считается, что они с трудом постигаются даже профессиональными философами. Тексты Шеллинга действительно не просты, и мы можем сказать, что они открываются стремящемуся читателю, если у него есть определенный «ключ». Этот ключ – представление об устройстве мироздания, полученное из Универсального Учения.

Если мы останемся на уровне интеллектуальных спекуляций, мы не поймем, почему основная идея натурфилософии – порождение бессознательным сознания, и почему в шеллинговском идеализме субъект и объект сливаются в Абсолюте. Но если мы имеем представление о законах диалектики – павшего мира – и духовной эволюции, которая должна произойти на Земле, а также обо всем, что составляет вечную божественную мудрость, вновь и вновь открывающуюся человечеству, мы сможем снять многие завесы с философии Шеллинга.

Шеллинг хорошо чувствовал, как устроено мироздание и какие силы действуют в нем.  Ему, как и всякому мистику, многое открывалось непосредственно,  было доверено в мистическом опыте, о котором под конец жизни он говорил совершенно открыто. Однако в силу определенных причин мистик выбрал формой передачи полученного духовного Знания философию. Поэтому Наследие Шеллинга – это перевод  гностического откровения на философский язык. Разумеется, этот перевод не может быть полным и передавать всю полноту Откровения. Но он может показать, как открылась Божественная Истина гениальному немецкому философу два столетия назад…

«В человеке содержится вся мощь темного начала и в нем же - вся сила света. В нем - глубочайшая бездна и высочайшее небо, или оба центра. Воля человека есть сокрытый в вечном стремлении зародыш Бога, существующего еще только в основе, сокрытая в глубине искра божественной жизни... В нем одном - в человеке - Бог возлюбил мир…» («Философские исследования о сущности человеческой свободы»).