• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Религия | статьи

« Назад

Беседа с Никодимом  20.01.2015 18:00

Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.

Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. …

Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.  (от Иоанна 3:1-11)

 

Гностическое толкование

ge_christos_nikodim_740Беседа Иисуса с Никодимом – один из важнейших новозаветных эпизодов. В диалоге с пришедшем к Нему фарисеем Господь раскрывает мистерию спасения – Он говорит, что должно совершиться, чтобы человек смог вернуться в Царствие Отца.

«Рождение свыше» необходимо для того, чтобы человек смог наследовать это Царствие.  Но Никодим не понимает этих слов, поскольку в его сознании рождение может быть только физическим, когда от плоти рождается плоть.

Заметим, что Никодим – один из мудрецов, человек хорошо образованный и с богатым жизненным опытом. Тем не менее, он не может понять Иисуса. Здесь – указание на то, что сам по себе земной интеллект бессилен постичь Божественное Знание – оно открывается лишь душе и душой постигается, в случае, если она готова к этому. Душа Никодима оказалась не способна воспользоваться ключом, который ей был дан. Поэтому Никодим, несмотря на его ученость и, вероятно, даже искреннее желание узнать больше о пути Христа, уходит ни с чем.

В журнале «Пентаграмма» (№3 от 2003 г.) приводится следующее объяснение этого евангельского фрагмента:

«Иисус объясняет Никодиму (теологу того времени), что он не может вступить в Царство Небесное, пока не родится от воды и духа. И далее продолжает: Дух не знает границ, его пути неисповедимы.

Эти символические слова указывают на вечный Дух, Универсальный Дух Неподвижного Царства. Они указывают на непрекращающуюся энергию жизни, которая не зависит от формы и материи. Дух - это огонь, Астральная Сила, огненная энергия Первоначального Источника, в котором рождается Душа. Но Никодим не понимает, он трактует услышанное совершенно иным образом, ограничиваясь возможностями своей земной природы. И поэтому он спрашивает Иисуса: Как может человек во второй раз войти в материнское чрево и родиться? Автор этого текста явно показал несоответствие между Универсальным Учением Иисуса и вопросом Никодима, вытекающим из принадлежности к земной природе… »

Но что же такое «рождение свыше»? Иисус поясняет это словами: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». Плоть рождается от плоти – это первое рождение. Рождение второе – духовное, из божественной жизненной сферы – «от Воды и Духа». Это рождение в нас Новой Души, Нового Человека. Это трансфигурация – цель гностического христианства.

Приведем также и слова Яна ван Рэйкенборга, не раз обращавшегося к библейскому диалогу:

«Вы  знаете,  что  Никодим,  когда  Иисус  Христос говорил  ему  о  Возрождении  и  спасительном Пути, выдал свое огромное, детское незнание. "Ты  —  учитель, и этого ли не знаешь?"  с  упреком  было  сказано  Никодиму.  Может  быть,  Вы посмотрите  на  этого простеца с высокомерной улыбкой. Позвольте, однако, возразить, что весь мир — а также и Преддверие Духовной Школы — полны бесчисленными никодимами. Они обладают ясным  умом  и  добрым  сердцем,  и  все  же  некоторые  из  них  лишь  с  величайшим напряжением сил способны получить в лучшем случае смутное представление о путях трансфигурации.  Эта  растерянность,  это  недопонимание  проявляется  прежде  всего  на практике, когда предпринимаются реальные попытки следовать этим путям…»

Никодим – образ того, кто не способен или, что хуже того, не желает понимать Знание, которое ему дается свыше и одновременно – изнутри.

Для того чтобы реакция кандидата гностических мистерий не была подобна реакции Никодима, то есть не оказалась реакцией неспособного к Пути человека, необходима,  в первую очередь, готовность освобождения от диалектического мышления и восприятия и, что не менее важно, открытость к излучениям высшего Мира.

Обратим внимание: Иисус не может не знать, что Никодим не готов к постижению Его слов. Но Он все равно произносит их. Так и Сила Христа непрерывно изливается в мир для всего человечества с надеждой, что на нее будет отклик в сердцах людей. Реакция человечества может быть только одной из двух: или принятие и вступление на Путь освобождение, или усмешка неведения в адрес тех, кто идет по нему. Поэтому Духовные Школы, в ответ на неизбежные обвинения и упреки, вынуждены отвечать словами Христа и по сей день: «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете».

Окончание (Евангелие от Иоанна 3:12-21):

12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? 13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. 14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. 19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; 20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, 21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Илл. Николай Николаевич Ге. На евангельский сюжет (Ин.3:1-21). Христос и Никодим. (1889 г.)