• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Религия | статьи

« Назад

Христос и грешница (Ин. 8:2-11)  19.01.2015 18:00

…утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?

Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле.

Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. (Ин. 8:2-11)

 

Гностическое толкование

Cranach_the_Younger,_Lucas_-_Christ_and_the_adulteressФарисеи, столько гордившиеся своим почитанием закона Моисеева, не смогли бросить камень в женщину, в глубине души осознавая евангельскую истину: «нет праведного ни одного». Значит ли это, что безгрешных людей нет на свете?

В ответ на это мы вынуждены напомнить строки Библии: среди земных людей «нет праведного ни одного» (Рим. 3:10).

Душа, не преобразившаяся и не возрожденная в Духе, не может быть безгрешной.  Только одухотворенная душа праведна и свята. И только человек, прошедший путь духовного Преображения – Трансфигурации – истинно праведен перед Богом.

Под этим преображением имеется в виду пробуждение и воскресение Другого в нас. Истинный, изначальный человек, дремлющий в каждом сердце – человек другой, божественной природы. Ему не нужны ни посты, ни исповеди, ни покаяния.

Поэтому для земного человека с его бесчисленными грехами главный грех – неведение, незнание своей истинной природы. Из этого греха рождаются все остальные. Неведение – считать себя, природорожденного человека, сыном Бога. Знание же заключается в том, чтобы понимать глубину евангельских слов: «Ему, Другому во мне, нужно расти, а мне – умаляться».

Если незнание – корень всякого греха, то Гнозис, божественное знание – источник всякого истинного очищения, начало преображения в Духе. Без чистых эфирных гностических сил Душа никогда не омоется от своих грехов. Только в  Гнозисе, силой Гнозиса человек обожествляется. Земной человек отступает, и на смену ему приходит безгрешный, возрожденный Изначальный Человек.

Илл. Лукас Младший Кранах, Христос и блудница (ок. 1532 года).

 

Что такое грех?

Описанный эпизод (Ин. 8:2-11) подводит нас к размышлению над вопросом: что такое грех? Богословие давало ответы на многие вопросы, связанные с темой отпущения грехов, но в как на практике можно реализовать праведную и благочестивую жизнь – для большинства людей, к сожалению, это по-прежнему не ясно.

Джон Уильям Уотерхаус Эхо и Нарцисс 1903Этимологически слово «грех» происходит от понятия ошибки. И корень этой ошибки, исток любого греха, всегда один: человек грешит тогда, когда он отдаляется от Бога. Но изначальный и главный грех человека – истинного, Божественного человека, которым являлся прежде каждый из нас – состоял в оставлении Царствия Отца через погружение в материю.

Изначальный человек слился с ней, влюбившись в свое отражение, подобно Нарциссу. Он все больше терял свое величие и свою славу, пока от него не осталось то, что мы видим сейчас – земной человек из плоти и крови. Изначальный человек, который является нашей истинной сущностью, согрешил, то есть это мы совершили когда-то главный свой грех: мы оставили Отца, покинув Высший Мир. С тех пор дети Света пребывают в материи, в миропорядке, которого не должно было быть.

Зависимые от неумолимых законов времени и пространства, мы обречены на смерть и ... бесконечно грешны перед Богом. Рожденный в материи человек в принципе не может не грешить, потому что его природа – природа этого мира (диалектики) – грешна от начала до конца. Сколько бы человек ни постился и ни молился, сколько бы ни старался вести праведную жизнь, печать греха не будет снята с него никогда, ибо эта печать – печать природы, павшего земного мира, которому он всецело принадлежит. Это и есть «первородный грех» каждого из нас – наша земная природа.

Вдумчивый читатель может спросить: «разве нет на свете людей, которые воздерживаются от всего перечисленного зла? Если я буду справедлив и честен, независтлив и радостен, буду ли я праведен?»

«Душа, которая грешит, должная умереть» (Иез.18:20)  – таков приговор земному человеку, его земной душе, которая грешна уже по своей природе и поэтому в принципе не может избежать греха и расплаты за него – смерти. Человек из плоти и крови не наследует Вечной Жизни, как знает каждый открывавший Библию человек, не наследует ее и его душа, пока она не преобразится, утратив грешное природное начало.

илл. Джон Уильям Уотерхаус, Эхо и Нарцисс (1903)

 

Про пороки и добродетели

грехи и порокиПриведем слова Гермеса Трисмегиста, обращенные к Тату. Имя «Тат», как пишет Ян ван Рэйкенборг1, «подразумевает  царственное  состояние человека, призванного на царство, к превращению в высшего, истинного Человека». Иными словами, слова, которые произносит Гермес, обращены ко всем нам.

ТАТ: Значит, и во мне есть мучители, Отче?

ГЕРМЕС: И их  немало,  сын  мой,  они  грозны  и многочисленны.

ТАТ: Я их не знаю, Отче.

ГЕРМЕС: Само это незнание есть первый из экзекуторов; второй – горе и печаль; третий – неумеренность; четвертый – вожделение; пятый – несправедливость; шестой – алчность; седьмой – обман; восьмой – зависть; девятый – хитрость; десятый – гнев; одиннадцатый – безрассудство; двенадцатый – коварство. 

Этих  палачей  – двенадцать,  но  под  их  главенством есть еще много других, которые пленяют тело и заставляют человека, находящегося в теле, страдать через ощущения.

Однако когда Бог являет человеку свою милость, они удаляются, хотя и не сразу. В этом-то и состоит сущность и смысл возрождения».

Как видим, 10 фундаментальных пороков преследуют все человечество. Нет ни одного, кто мог бы избежать их. Как поясняет Ян ван Рэйкенборг:

«Эти фундаментальные пороки есть у каждого человека, рожденного в материальном мире. Исключений не существует. Работнику Божьего виноградника, посылаемому трудиться в природе смерти, ежедневно напоминают: “Будь осторожен в своем общении с обитателями природы смерти. Помни о двенадцати фундаментальных пороках. Если один из них отходит на задний план, то остальные почти наверняка начинают действовать с удвоенной силой».

Ян ван Рэйкенборг предостерегает от попыток выдать культивирование земного человека за духовное возрождение, за пробуждение нашей подлинной сущности:

«Люди часто пытаются воевать с пороками. Они наблюдают эти пороки в самих себе или в других, указывают на них и затем, исполненные благих намерений, пытаются нейтрализовать их при помощи своего эго. Но подобные усилия с точки зрения освобождения совершенно бесполезны. Искоренить фундаментальные пороки можно лишь с помощью силы живой Души».

Тогда на смену 10 фундаментальным порокам приходят 10 фундаментальными добродетелей: Знание (Гнозис) Бога, радость, сила,  самообладание, праведность, великодушие, истина, благо, жизнь и Свет.

1 Ян ван Рэйкенборг. Египетский первоначальный гнозис. Часть 4.