• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Религия | статьи

« Назад

Христос и самарянка  07.01.2015 18:00

samaryankaИтак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. …

Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. …

Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.  …

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

(Иоанна 4:1-26)

 

Гностическое толкование

Обратим, прежде всего, внимание, что Иисус беседует с самарянкой почти в пустыне, среди выжженного песка, что символично. Сам наш мир, в который пришел Сын Божий, предстает перед нами как мертвая безжизненная земля. Заметим также, что название города Сихарь означает «плата» - иносказательно Библия говорит о земном мире как «плате» за грехопадение.

У колодца Иисус обращается к самарянке с просьбой – «дай Мне пить», что удивляет ее. За этим простым сюжетом кроется описание первых шагов мистериального пути:  Божественный Человек обращается к личности, поскольку без нее он не в силах вернуться из пустыни жизни в Царствие Отца. Ему требуется питание, которая должна дать ему земная личность. Иными словами, ветхий человек, каждый из нас, должен обеспечить новорожденной Душе необходимое для ее жизни, позволить ей расти и развиваться. Самарянка не понимает, как Иисус может обращаться к ней, ведь «Иудеи с Самарянами не сообщаются», что значит не сообщается высший, божественный мир и диалектическая природа. В вопросе женщины это удивление можно прочитать так: Ему ли, Божественному Новому Человеку, просить помощи у нас, смертных созданий? Да, ибо без нас Ему не окрепнуть.

И в то же время Он – Другой в нас – сам дает Воду Жизни нам. Эта Вода не имеет ничего общего с земным миром, где все преходяще. Вода Вечной Жизни  божественна, эта световая сила, которая щедро изливается на нас тем больше, чем больше мы просим о ней и свидетельствуем в своей жизни о том, что мы ее достойны. Самарянка не понимает, о какой воде, «текущей в жизнь вечную», говорит Христос, ей по-прежнему кажется, что речь идет о земной жидкости, которую она хочет использовать ради своего собственного блага – не приходить к колодцу и не черпать.

Тем не менее, женщина понимает, что перед ней – посланник Господа, и задает ему важный вопрос: как правильно поклоняться Отцу? Иисус отвечает ей, что не имеет значения ни место, ни время. Поклонение и служение должны быть непрерывны и совершаться не вовне, а внутри – в самом человеческом сердце. Только так возможно «поклоняться Отцу в духе и истине», и только такое поклонение – абсолютная самоотдача Духу – угодны Господу.