• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Религия | статьи

« Назад

Христос в пустыне  03.01.2015 18:00

«И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма. и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф., 4: 1-11).

Гностическое толкование

Христос У Хол  1908Евангелие указывает идущему по пути освобождения человеку на три искушения, с которыми он непременно должен будет столкнуться.

Дьявол – князь мира сего – готовит их всем, к кому прикасается Гнозис и в чьем сердце находит отклик это прикосновение. Ведь в определенный момент такой человек оказывается «в пустыне», то есть на границе меж двух миров – материальным и Иным миром, Царствием Божием.

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» - в этих строках мы видим указание на волю Духа испытать всех кандидатов, приближающихся к мистериям Гнозиса. Дух ведет всех их «в пустыню», чтобы проверить, насколько они достойны к следующим шагам на этом Пути. Важно, что Иисус искушается дьяволом сразу после крещения. Крещение – это вхождение в поле силы Господа. В этом смысле «крещением» может быть также и вступление, например, в мистериальную школу, поскольку она является полем гностической силы. Искушение дьявола сразу после крещения говорит о том, что дьявол тотчас же появляется перед Душой, делающей первые шаги к освобождению из-под его власти.

Дьявол – это сила материи, сила павшего мира. Под «дьяволом» следует понимать все многообразие небожественных существ, населяющих зеркальную сферу и стремящихся создавать препятствия для человека, желающего следовать зову Гнозиса. Эти существа не заинтересованы в освобождении душ из мира, поскольку оно неизбежно приближает час их погибели. Поэтому силы земного мира – дьявольские силы – предстают перед кандидатом гностических мистерий с тремя искушениями.

Первое искушение – «хлебами». Под ними имеются в виду блага земного мира, от самых примитивных до самых возвышенных. Дьявол предлагает каждому кандидату те из них, перед которыми ему устоять особенно сложно и которые нередко заставляют его отвести свой внутренний взор от конечной Цели на эти временные, иллюзорные блага. Однако Иисус отвечает: «не хлебом единым…». Это значит, что жизнь не сводится к материальной и тонкоматериальной сферам, что есть сокровище большее, чем всё, что может предложить «земной князь». Это сокровище – Дух. Человек, оказывающийся перед любым искушением, мешающим его продвижению, должен помнить об этом. Он должен понимать, что все искушения, все бесчисленные иллюзии, все попытки павшего мира сбить с Пути возвращения разбиваются, если кандидат обращается к силе Христа, не оставляющей его даже в самых тяжелых ситуациях. В Духе, во внутренней устремленности к Свету и в неразрывном контакте с освобождающим излучением Гнозиса человек преодолевает это первое искушение земными благами и тотчас оказывается перед вторым.

Второе искушение более хитро. Дьявол обращается к Иисусу и всем, кто следуем за Ним, начиная свою речь со слов:  «Если Ты – Сын Божий…». Это искушение не только тщеславием, но и неразумным использованием силы Христа. Бросившись со скалы и не разбившись, Иисус мог бы убедить в своей божественной природе многих людей. Но Он не стал этого делать. Этим Писание говорит нам, что и ученику христианских гностических мистерий не нужно никому ничего доказывать фокусами и чудесами. Христианский гностик – не природный маг. Его магия – магия духовной трансмутации, а Дух никогда не проявляет себя в чудесах наподобие того, что предлагал совершить Иисусу дьявол.

Третье искушение ставит кандидата перед окончательным выбором. Оно намного сильнее, чем первое, в котором предлагались лишь определенные блага. Сейчас земной мир в лице дьявола предлагает кандидату всё, что у него есть, лишь бы тот не покидал его пределы. И дошедший до этого переходного рубежа смотрит на раскинувшуюся бездну между двумя мирами. Первый мир, в котором пребываем все мы, блестит во всем своем иллюзорном величии. Это мир «князя мира сего», павший, небожественный мир. Второй мир – Иное Царствие, духовный мир, куда ведет кандидата Гнозис. И именно здесь – в точке перехода – центр «пустыни», куда привел кандидата Дух, именно здесь совершается определяющий всё выбор.

Душа, познавшая суть земного мира и набравшая достаточно опыта в нем, больше не смотрит на поддельные богатства диалектического мира и не слушает его голоса. Она решительно устремляется к Гнозису, который зовет ее, и все иллюзии рассеиваются, как туман. Они остаются позади. Душа отвечает дьяволу: «Ему Одному служу». И с этими словами проходит пограничный рубеж.

В завершении нашего рассмотрения приведем слова Яна ван Рэйкенборга, поясняющего глубинный смысл «искушений в пустыне»: «Силы пограничной полосы предлагают кандидату всё. Если он не сумеет преодолеть искушение, то запутается в паутине. Каждый, кто обрел ясное понимание, сможет отстраниться от всего этого. Но такое состояние наступит не раньше, чем вы приобретете достаточное внутреннее понимание, узнаете направление, в котором должны двигаться, и удалитесь из-под власти игры противоположностей. Если вы осознаёте все это, то не  должны  довольствоваться  одним  лишь  пониманием.  Вам необходимо немедленно начать действовать и, как того требует гностическое знание, твердо, последовательно и полностью отстраниться от мира диалектики».

Илл.: Уильям Хол, «Христос, ведомый Духом в пустыню» (1908).