• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Религия | статьи

« Назад

Иоанн-Креститель  31.12.2014 18:00

Мистики не раз указывали, что буквальное прочтение Библии не открывает ее духовных глубин. То, что написано в Духе, должно быть в Духе прочитано. Иными словами, читая Библию, мы должны обладать способностью видеть сквозь написанный текст.

A_Ivanov_The_Apparition_of_Christ_to_the_PeopleИменно так может быть прочитано евангельское повествование об Иоанне-Крестителе. Это не значит, что описанные в Библии события не имеют исторического основания, и что Иоанн никогда не существовал как реальный человек. Нет, о нем сохранились достоверные исторические сведения, о нем мы найдем упоминания в Библии, апокрифах и в других источниках. Однако важно понять, что за образом пророка скрывается тайное послание, которое может быть открыто и познано человеком, идущим путем мистерий.

Из Нового Завета мы знаем, что Иоанн – пророк, предсказавший пришествие Христа и крестивший Его также, как ранее он крестил иудеев. Поэтому он известен как «Креститель». Нередко Иоанна называют также «Предтечей». Это определение впервые встречается у гностика Гераклеона, друга и ученика Валентина, о котором мы рассказывали ранее. Слово «предтеча», как мы видим в его этимологии, относится к тому, кто подготавливает условия для чего-то, кто выполняет свою работу, чтобы на смену ему мог прийти кто-то другой. И в том, что гностики называли Иоанна предтечей, кроется намного более важное содержание, чем то, что некий пророк Иоанн две тысячи лет назад предсказал явление Мессии.

Если мы перестаем воспринимать Библию лишь как священный текст или книгу, описывающую исторические события, и стараемся на практике осуществлять то, к чему она нас призывает, нам открывается понимание того, какой глубинный, эзотерический смысл скрывают ее строки. Описанные события для нас теперь более не являются внешними, это больше не образы, картины и истории, это живая реальность нашей собственной жизни. Осуществляя в самих себе божественную мистерию, о которой по сути и говорит Священное Писание, мы сами проживаем то, что ранее было для нас лишь мертвым текстом. Нам непосредственно открывается, что все, что сказано в Библии – сказано о нашем духовном пути.

Иоанн был благочестив и праведен настолько, насколько это возможно для нашей природы. Он достиг максимального уровня земного развития, это величайший, самый чистый и самый достойный из смертных человек. Однако на вопрос иерусалимских фарисеев он отвечает: «... стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1:26-27).

Иоанн понимает, что, несмотря на то, что он чист и праведен в высшей мере, он все же бесконечно далек от Него. В своем развитии он достиг верхней отметки, выше и лучше он стать уже не может, но того, что он достиг – недостаточно, чтобы наследовать Царствие. И всегда будет недостаточно, ибо свою земную природу человек преодолеть не в состоянии. Поэтому Иоанн провозглашает:

«за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин. 1:15)

Иоанн понимает, что теперь, когда является Христос, он недостоин больше произнести ни слова. Его миссия и его задача были в том, чтобы приуготовить все возможности для того, чтобы мог прийти Божий Сын и проявить Свою власть. Теперь он должен отступить.

«...не я Христос, но я послан перед Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин 3.28-30).

Об этих последних словах можно вести бесконечно долгие теологические спекуляции, но их подлинная суть может быть понята и непосредственно прожита лишь тем человеком, который сам становится «Тем, кто был прежде».

Читая эти строки Евангелия, мы должны понимать, что образ Иоанна – это образ ветхого человека, смертной личности, остановившейся перед рубежом, который она уже не может пересечь. Поэтому в Евангелии от Фомы говорится:

«От Адама до Иоанна Крестителя среди рождённых женами нет выше Иоанна Крестителя»

Пределы развития такой личности достигнуты, она не может больше сделать ничего, что приблизило бы ее к Богу, поскольку в силу своей небожественной природы она никогда Его не достигнет. Тогда к ней, несмотря на всю ее недостойность, обращается Христос – Божественная сила и любовь, желающая проявить себя, прийти на смену прежней личности. Поэтому Спаситель говорит:

«Тот из вас, кто станет малым, познает царствие и будет выше Иоанна»

«Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3: 13-15) – так спрашивает Иоанн, видя перед собой Иисуса. Божественная сила обращается к человеку, поскольку он – инструмент, с помощью которого может быть исполнен ее великий план. Этой Силой осуществляется истинное Крещение, когда ветхий человек, человек-Иоанн, отступает, чтобы Сын Божий мог вступить во власть: «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3: 2 -22).

Сын Божий может проявиться в каждом из нас, если мы приготовим ему место, если мы, подобно Иоанну, всю свою жизнь сделаем служением Тому, Кто грядет. Да, Иоанн Предтеча – это каждый из нас. Каждый из нас является пророком Другого, идущего нам на смену, предтечей Того, Кто воскреснет в нас, когда наше эгоцентричное «я» будет, образно говоря, обезглавлено, как был обезглавлен пророк Иоанн.

А.А. Иванов «Явление Христа народу». На картине Иоанн Креститель стоит на берегу Иордана, проповедуя народу о грядущем мессии, в то время как вдали на пригорке появляется Христос.