• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Религия | статьи

« Назад

Преображение  23.01.2015 18:00

И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.

Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.

И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.

… И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.

И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.

Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

Мк. 9:1–10

 

Гностическое толкование

Описанное в этих строках событие на горе Фавор известно как Преображение Иисуса Христа. Существует мало евангельских эпизодов, столь сложных для понимания силами человеческого разума и столь сильно искаженных классической теологией.

Преображение РафаэльДля богословия этот эпизод крайне труден. Если Иисус Христос – Сын Божий, что может означать Его преображение? Ведь как ипостась Бога Он должен быть изначально благ и совершенен и никакое преображение Ему совершенно не требовалось. Дискуссии теологов об этом длятся уже долгие столетия, но так и не привели к пониманию описанной евангелистами мистерии. Ведь преображение Иисуса – это не преображение «божественного сына», это преображение в божественного сына земного человека. Только через осознание этого можно приблизиться к тайне Фаворского Света – не только теоретически, но и на практике собственной жизни.

Преображение или трансфигурация, как еще называется этот процесс, - не мистическое событие, произошедшее с Иисусом в далеком прошлом и никогда не повторявшееся в истории. Увидеть Царствие Божие, не вкусив смерти – не только возможность, но и жизненное задание каждого человека. Свет, озаривший Иисуса и воссиявший через Него, может разгореться в нашем сердце также, как он пылал в Нем и в многочисленных божественных посланниках и служителях Господа. Трансфигурация, которую осуществил Иисус, может быть осуществлена и нами.

Иными словами, приведенные библейские строки описывают будущее каждого микрокосмоса – чудесное преображение, которое однажды в нем осуществится.

Преображение, то есть возрождение Сына Божьего в смертном человеке – не мгновенный процесс. Евангелие говорит о долгом пути на гору, который непременно должен был быть пройден. Восхождение на горную вершину Иисуса и Его учеников - символ постепенного восхождения в духовном развитии. Это важно понимать, чтобы знать твердо: все обещания мгновенных чудес и быстрых результатов на духовном пути всегда оказываются ложью.

Итог этого восхождения, результат постепенного духовного развития – обновление всего человеческого существа. Ученики видят белоснежные сияющие одежды Иисуса – новые одеяния Души, то есть преображенное астральное, эфирное и ментальное тело. Белый цвет указывает на чистоту и неземной Свет. Строка «как на земле белильщик не может выбелить» говорит о том, что в нашем мире не бывает такого великолепия и величия, в которое облачается преобразившаяся одухотворенная душа, а также о том, что земными силами преображения достичь не возможно. Лишь божественная сила, исходящая из Высшего мира, может даровать Душе возможность осуществить трансфигурацию.

Явление пророков указывает на воссоединение в Свете всех служителей, всех сыновей Бога. Каждый человек, следующий за Иисусом, однажды присоединится к возвышенным сонмам своих бесчисленных братьев и сестер.

Облако, являющееся на горе – символ сокрытого до времени таинства. Вспомним, например, «Облако на святилищем» немецкого мистика Карла фон Эккартсгаузена. Облако закрывает от еще не готовых учеников Самого Господа, чтобы Его Свет и Величие не сжег их.

«Сей есть мой возлюбленный» - эти слова произносит Господь о Своем Сыне, раскрывшемся в человеке Иисусе. И эти слова могут быть сказаны о каждом из нас! Вот почему Преображение Иисуса – это обетование для нас, обетование, полное светлой надежды. И если наша духовная работа становится особенно трудной, мы всегда можем обратить взор своей души на эти слова, сияющие перед нами великой святой целью.

Ученики никому не должны были рассказывать об увиденном, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых: преображение произошло, но, как говорили катары, «путь еще не пройден до Доброго конца».

«Что такое воскреснуть из мертвых?» - повторим мы вопрос учеников. Это не воскресение умершего человека во плоти. Если мы поймем воскресение так, мы вновь создадим теологическую несуразицу. Истинное воскресение – это воскресение в нас Изначального Божественного Человека, нашей подлинной сущности.

В своих комментариях к «Алхимической свадьбе» Ян ван Рэйкенборг говорит об этом так: «...человек может осуществить процесс, который гностики называют трансфигурацией, или преображением. В результате этого процесса Святой Семеричный Дух нисходит на человека, делая его Себе обителью.»

Ученики Христа вскоре узнали, что это воскресение реально для каждого из них. Оно реально для каждого из нас и сегодня. Поэтому мы вновь обращаемся ко всему миру с призывом: восходите на гору Преображения, непрестанно осуществляя духовный труд, чтобы и над вами однажды прозвучал Голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный».

Илл. Рафаэль. Преображение (1519 — 1520)

см. также: Ян ван Рэйкенборг. Алхимическая свадьба Христиана Розенкрейца, 1459. Часть первая. — Пер. с нем. — Naarlem, The Netherlands: Rozekruis Pers — М.: Центр книги Рудомино, 2015. — 318 с. >>