• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Религия | статьи

« Назад

Притча о блудном сыне (Лк. 15:11-32)  17.01.2015 15:00

Альбрехт Дюрер. Блудный сын пасет свинейУ некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

(Лк. 15:11-32)

 

Гностическое толкование

Притча о блудном сыне рассказывает о мистерии падения и возвращения в Отчий Дом. Чтобы понять ее,  поясним прежде то, что понимается под падением, то есть под уходом младшего сына из дома в чужую страну.

Об этом «уходе» говорят все мировые религии. Посланники Света, мудрецы и философы различным образом указывали на произошедшее еще до появления нашего мира, до пространства и времени событие, приведшее к таким печальным для Божьего чада последствиям.

Изначально каждая душа, каждый человеческий микрокосмос пребывал с Отцом. Сыновья Бога были сотворены Им свободными, свободными настолько, что часть из них решила покинуть «Отчий дом» - изначальный божественный мир или «Статику», как говорят розенкрейцеры.

Но почему Отец отпускает своих детей?
Почему, предвидя горести «младшего сына», Он не остановит его?

«Блудный_сын»_И.Босха.pngМожно назвать две причины этого. Во-первых, Сын Бога, как только что было сказано, был сотворен действительно свободным во всем, в том числе и в своем желании оставаться с Богом. Во-вторых, Сыновьям Бога, сотворенным бессмертным душам был необходим опыт, без которого их эволюция не могла продолжаться. Макс Гендель подчеркивает, что для становления нашего самосознания опыт падения, прохождения через материю был совершенно необходим.  Но этот опыт, хотя и необходимый для дальнейшего развития, по сути своей является именно инволюцией. Поэтому наше падение - это шаг вперед и шаг назад одновременно:

«… в процессе инволюции Дух кристаллизовался в проводниках. Постепенно вокруг него образовались физическое тело, жизненное тело и тело желаний, чтобы ограничить его и изолировать от остальных духов. Затем благодаря дару ума окончательно сформировалось Эго, или индивидуальность. Заключенный в тюрьму многочисленных покровов … Дух не может больше непосредственно взаимодействовать с внешним миром, но, обратив свой взор внутрь себя, он видит себя и распознает себя как свое «Я».  Однако одновременно он ощущает свою ограниченность, он сознает, что «наполняет чрево свое рожками» и что необходимо вернуться в дом Отца, чтобы опять занять свое место Сына Бога».

Итак, «младший сын», то есть волна сыновей Божиих, человеческих микрокосмосов, покидает высший мир, в то время как другая часть – «старший сын» - остается с Отцом. Бог не изгоняет своих детей: они уходят добровольно, они идут в «дальнюю страну» - погружаются в материю, в земной мир. Все мы, живущие здесь, «младшие», павшие сыновья.

Здесь, в материи, павшего сына ждет уже совсем другая жизнь. Он быстро теряет свое имение, растрачивает его. Рэйкенборг поясняет это так:

«В процессе падения из божественного порядка вы утратили не только высшие способности духа и души; ваш изначальный телесный облик также лишился своих качеств, ставших ныне предельно примитивными…»

Иными словами, человек утрачивает свое изначальное величие. В чужих краях он вынужден работать у местного жителя, как говорится далее в притче. Мы понимаем из этих строк: Сын Божий должен находиться в служении у земных сил или у людей, которые сами им служат. Блудный сын голодает, поскольку в павшем материальном мире для его души нет подходящей (духовной) пищи. Он ест корм свиней, рожки – плоды рожкового дерева, которое называется также «хлебным деревом Иоанна Крестителя». Это тоже символично. Как мы поясняли ранее (дать ссылку), Иоанн – образ смертного человека, получивший достаточно земного опыта и полностью готовый к вступлению на путь возвращения.

Павший сын принимает решение вернуться: Душа вспоминает о своем истинном Доме и стремится к нему.  Сын согрешил против Отца и «против неба», то есть против Бога и высшего мира. Но он надеется на милость своего небесного Отца и начинает свой путь к Нему.

Отец, увидев издали своего сына, выходит ему навстречу. Эти строки говорят о бесконечном милосердии Бога, не оставляющего дел рук Своих. Каждой Душе, вспоминающей о своем изначальном величии и в искреннем раскаянии жаждущей вернуться домой, Бог сделает шаг навстречу, примет и утешит ее.

«Принесите лучшую одежду и оденьте его» - говорит Отец. Сыну дают «перстень» и «обувь» – знаки свободного человека (рабы ходили босыми). Былое величие возвращается к павшему сыну. Лучшая одежда здесь – все более тонкие тела, которые получает человек на своем пути возвращения к Отцу – на пути от славы к славе, на пути духовной эволюции.

Блудный сын возвращается к Отцу – павший микрокосмос вновь вступает в Царствие Божие. Таково будущее всех детей Господа, всех нас.

Как пишет Макс Гендель:

«…«Падение», с последовавшими за ним болью и страданием, является лишь временным состоянием, при котором мы видим как через темное стекло, но вскоре мы будем снова зреть лицом к лицу Бога внутри и вовне — Бога, который всегда ощущается теми, кто чист сердцем».

Гендель пишет, кроме того, о нашем будущем возвращении и грядущей славе, ожидающей всех нас:

«Каждый из них, рея на полях эволюции, собирает аромат своего собственного опыта, а в завершение эволюции, когда, как блудные сыновья, мы возвращаемся в лоно своего Отца, каждый из нас приносит с собой аромат своего особенного индивидуального опыта, полученного во время эволюционного путешествия. Эта смесь ароматов сплавится тогда с Великим Духом Отца. Каждый из нас будет соучастником опыта другого, а Отец будет соучастником всего нашего опыта. Таким образом, все участвующие получат определенный выигрыш, ибо помимо того, что мы разовьем свою собственную индивидуальность, мы разделим знание и опыт, собранные всеми остальными Духами нашей жизневолны».

Таков славный итог проделанного душами пути. Они набрали опыт, необходимый для их развития, для бесконечного пути преображения, для вечного движения от силы к силе и славы к славе.

Мы завершаем наше размышление цитатой Яна ван Рэйкенборга из книги «Грядущий Новый человек»:

«Блудный сын вернулся домой. Он шел к этому двумя путями Розенкрейца: путем разрушения и путем воскресения. Драгоценный камень в лотосе сияет во всем блеске нового утра. Кандидат воскрес в новой жизни. К такому воскресению призывается каждое существо, несущее в себе духовную искру…»

 

Сюжет о блудном сыне в живописи

Возвращение_блудного_сына_Рембрандт.jpg Возвращение_блудного_сына._Бартоломео_Мурильо.jpg Пойнтер_Эдвард-Джон.Возвращение_блудного_сына,_1869.jpg Говерт_Флинк_Возвращение_блудного_сына_1640_г..jpg
Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына Бартоломео Эстебан Мурильо.
Возвращение блудного сына, 1667-1670 гг.

Пойнтер, сэр Эдвард-Джон (Poynter). Возвращение блудного сына, 1869

Говерт Флинк. Возвраще=
ние блудного сына 1640 г.

Илл.:
Альбрехт Дюрер. Блудный сын пасет свиней (Раскаяние Блудного сына). Около 1496. Гравюра, отпечаток первой четверти XVI века.
Иероним Босх. Блудный сын. Около 1510.