• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Религия | статьи

« Назад

Притча о талантах (Мф. 25:14-30)  15.01.2015 15:00

«Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два; получивший же один талант пошёл и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего» (см. Мф. 25:14-30)

 

Гностическое толкование


Любая духовная работа возможна лишь на определенном фундаменте, на внутренней основе, без которой никакая внешняя помощь не может быть полезной. Это основа сравнивается в Новом Завете с талантами. Таланты в приведенной притче – это монеты, которые хозяин дает своим рабам, чтобы те использовали их в его отсутствие во благо ему и себе.

Лукавый раб закапывает свой талантУ одного раба было 5 талантов, у второго 2, а у третьего был только 1 талант.

Христос указывает здесь на различные степени духовной зрелости человека. Если духовный принцип еще не пробужден в человеке, то он, имеет лишь один талант – то есть возможность раскрытия духовной сущности в себе. Божественное семя в нём еще спит, оно не раскрылось. Однако, оно присутствует в сердце и может раскрыться.

Два таланта указывают на уже пробужденный, но еще не активный в полной мере принцип Духа. Человек «с двумя талантами» начинает слышать в себе голос Бога, но пока это неясные, неопределенные чувства, это начало поиска – самые первые шаги на духовном пути.

Пять талантов обозначают принцип действующий, раскрытое сердце, распустившуюся Розу сердца. Эти пять талантов сияют как пять вершин огненной Пентаграммы, начертанной в микрокосмосе человека, духовно зрелого и ясно понимающего, в чем состоит истинная цель его жизни, и далеко продвинувшегося на пути ее достижения.

Это три состояния духовного атома, и в одном из них находится сердце каждого из нас: мы или пребываем в духовном сне неведения своей божественной природы, или начинаем догадываться о ней и постепенно ее раскрывать, или уже в значительной мере осуществили процесс раскрытия Души и внутреннего преображения.

Итак, если мы не используем свой талант (даже если обладаем всего одним), то есть если пренебрегаем духовной искрой, семенем Христа в нас, мы не можем идти по пути освобождения. Но этот путь открыт перед каждым вне зависимости от того, на каком этапе духовного развития пребывает человек.

Когда господин возвращается, читаем мы далее в притче, он обращается к рабам с требованием отчета.

Тот, кто был наделен 5 талантами, употребил их в дело и получил другие пять. Это значит, что человек с пробужденной и активной духовной искрой в сердце не остановился на том богатстве, которое было накоплено в его микрокосмосе за многие предыдущие воплощения. Он удвоил его свой святой работой и приблизился к Господу.

Поэтому господин отвечает ему:

 «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

То же господин (то есть, как мы уже поняли, Сам Бог) отвечает и человеку, у которого были «два таланта», то есть тому, чья Душа еще только пробуждалась. Этот слуга Господа не остановился на первом ощущении чего-то высокого и чистого в себе, он пошел дальше, посвятив свою жизнь раскрытию этого духовного сокровища. Он тоже употребил свои два таланта в дело – так, как смог, с полной самоотдачей.

Настала очередь последнего раба с одним талантом – того, чья Душа еще спала.

«Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое».

На эти слова господин отвечает, что раб этот – лукавый и ленивый. Он не захотел исполнять свою работу в тех условиях, которые были созданы ему кармически. Он отказался от дара Бога, от своего духовного сокровища, от самого себя. Он возвращает Богу Его дар со словами: «вот Тебе Твое».

Тогда его талант забирают и отдают тому, у которого уже есть десять, «ибо всякому имеющему дастся и приумножится». На языке божественных мистерий это звучит так: микрокосмос, не справившийся с заданием Господа, уничтожается, а его духовное семя (талант) забирается и отдается иному микрокосмосу, готовому к служению.

«А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

На «тьму внешнюю», то есть жизнь без Бога, ленивый (с духовной точки зрения) человек обрек себя сам. Он не захотел работать с бесценным даром, который у него был, с жемчужиной Духа, которую он закопал в землю. Он не дал Розе сердца расцвести, не позволил родиться Христу в себе. Тем самым он сам сделал свой выбор и сам вынес себе приговор.

Поэтому Христос призывает нас: исполняйте священный Труд, созидайте внутренний Храм, растите в Духе, чтобы вечно пребывать с Господом Всей Жизни. Используйте свои таланты на благо, чтобы тьма внешняя не поглотила вас. 

Илл. Лукавый раб закапывает свой талант.