• 7 нью эйдж
  • 8 микрокосмос
  • 1 древний египет
  • 2 античность
  • 3 христианский мистицизм
  • 4 розенкрейцерство
  • 5 русская философия новиков
  • 6 русский ренессанс

Стефан Пермский (ок. 1340-1396)

chmg_stefan_permskij.jpg


О Стефане Пермском

"Он был убежденным аскетом. Горел желанием просветить Христовою верою инородцев. И вот однажды, когда он усердно молился, как бы в ответ на его прошение, пришла ему благая мысль сделаться просветителем зырян, знакомых ему с детства. Занимаясь прежде зырянским языком безо всякой цели, ради одной любознательности, он стал теперь заботиться о том, как передать высокие истины христианского учения зырянам на родном и понятном для них наречии. В ту пору коми язык не имел ни письменности, ни грамматики и надобно было не только изобрести азбуку для выражения звуков их речи, но и составить слова, которых у зырян не было. Таких слов, как "аллилуйя", "аминь", "херувим", точно так же, как слова "грех" не было в зырянском языке, поэтому Стефан просто переписал их новыми буквами. При этом многое, не очень ясно изложенное по-славянски, он переводил прямо с греческого. Постепенно он смог создать для коми-зырян соответствующее их фонетике письмо, чтобы проповедовать им христианство. Он придумал для них азбуку из 24 букв, как в греческом алфавите, использовав при этом, как допускают, значки, вырезавшиеся зырянами на тонких четырехугольных палочках, служивших им для счёта (так называемые "пасы"). Он перевёл на зырянский язык и записал новоизобретенными знаками основные богослужебные тексты, по всей вероятности — Часослов, Псалтирь и Служебник — тексты литургии, заутрени и вечерни.

Запасшись зырянскими переводами необходимых богослужебных книг и чувствуя себя уже довольно подготовленным к делу проповеди, то решил испросить благословение у начальства.

В 1379 году ездил в Москву за благословением на миссионерское служение. Здесь он собирался у первосвятителя Русской Церкви испросить его благословения, а также советов и наставлений на своё многотрудное предприятие. Но прибыв в Москву, он уже не застал в живых великого святителя Русской Церкви — митрополита Алексия. Духовник великого князя, Симоновский архимандрит Михаил (Митяй), как нареченный митрополит управлял тогда делами Русской Церкви. Хотя он был горд, самонадеян и заносчив даже перед епископами, но благосклонно принял смиренного иеродиакона. Как человек умный, он сразу понял всю важность и пользу его предприятия, испросил Стефану у Великого Князя охранные грамоты и послал его к епископу Коломенскому старцу Герасиму.

"Благослови меня, владыко, идти в страну языческую Пермь, — сказал Стефан, припадая к ногам Герасима, — хочу учить святой вере людей неверных, я решился или привести их ко Христу, или сложить у них голову за Христа моего". Преосвященный Герасим, старец уже многолетний, подивился апостольской ревности и дерзновению Стефана, и видя в нём особенное призвание к апостольской деятельности, много беседовал с ним, воодушевляя его на подвиг. "Чадо Стефан, во Святом Духе сын и сослужебник нашего смирения, — сказал он, — иди с миром и благодатию Божиею, да сопутствует тебе Сам Господь славы и даст ти глагол, благовествующему силою многою. Облекись по апостолу во всеоружие Божие, приими щит веры и шлем спасения, и меч духовный — глагол Божий; иди, и да будет слово твое солию растворено, живо и действенно, и Дух Святый да внушит тебе, когда и что говорить, да наставит, где как поступать, чтобы обратить к свету веры сердца неверных ".

Святитель Стефан, Епископ Пермский

Ссылки