• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Суфизм (XIII – XIV вв.)

Боль существует только в сопротивлении, суфизм.jpg
Радость — только в принятии.
Даже события, наполненные болью,
Становятся радостными,
Когда мы принимаем их с открытым сердцем;
Даже события, наполненные радостью,
Превращаются в болезненные,
Если мы не принимаем их.
Нет такой вещи, как плохой опыт…
Есть просто сопротивление тому, что есть.

// Джалаладдин Руми, поэт-суфий

Суфизм, основывающийся на изначальной гностической мудрости, учит о существовании двух миров – известного нам смертного материального мира (дар аль-фана) и иного, божественного (дар аль-бака). Суфии устремляются к этому высшему миру в своем духовном служении, стремясь к тому, чтобы в них самих проявился Господь. Человек может стать храмом Бога, самим Богом только тогда, когда освободиться от привязанностей, пороков и иллюзий, застилающих очи его души. Проходящий через суфийские мистерии побеждает в себе нафс – смертную личность со всеми ее страстями – и вступает в Вечный Божественный мир.

Елена Блаватская писала в своем Теософском словаре, что слово «суфизм» происходит от греческого слова «софия», что значит «мудрость». Исток этой мудрости – в чистоте сердца, готового к постижению и реализации истинной, определенной для человечества Богом цели земной жизни. Для суфия эта цель – «фана» - единение с Богом и растворение в Нем, возможное благодаря очищению и преображению себя в аль-инсан аль-камиль – совершенного человека, Божественного Сына.

Суфий Ал-Джунайд выразил это так: «Суфизм означает, что Бог побуждает тебя умереть для себя и дарует тебе жизнь в Нем». Основными составляющими учения суфизма принято считать аскетизм, мистицизм, утончённую духовность, подвижничество.

Считается, что суфизм – течение внутри ислама. Однако Хазрат Инайят Хан, известный суфий 20 века, полагал, что в истории суфизма нет начальной даты и нет основателей. Суфизм, как вечная богооткровенная мудрость, существовал всегда. С этими словами сложно поспорить, помня о бесконечных формах, в которых Гнозис является человечеству...

Учение суфиев вдохновляло многих последователей, раскрывая в них глубинные качества души, что сыграло большую роль в развитии искусства, эстетики, этики, суфийской науки и литературы.

 

Имена

  • Баязид (Абу́ Язи́д Тайфур ибн Иса Бистами́, 804 - 874 гг.), знаменитый персидский суфий.
  • Мансур аль-Халладж (Абу́ Абдулла́х аль-Хусе́йн ибн Мансу́р аль-Халла́дж, 858 - 922 гг.), исламский богослов и мистик из южного Ирана, представитель суфизма.
  • Омар Хайям (Гиясадди́н Абуль-Фатх Ома́р ибн Ибрахим аль-Хайя́м Нишапури́, 1048 - 1131 гг.), персидский философ, математик, астроном, астролог.
  • Ибн Муха́ммад аль-Газали́ (Абу Хами́д Муха́ммад ибн Муха́ммад аль-Газали́ ат-Туси́, 1058 - 1111 гг.), исламский богослов, философ и мистик. Один из наиболее авторитетных учителей последователей суфизма.
  • Ибн Араби (Мухйидди́н Абу́ Абдулла́х Муха́ммад ибн Али́ аль-Андалу́си, 1165 - 1240 гг.), исламский богослов из Испании, крупнейший представитель и теоретик суфизма. Получил прозвание «величайший учитель».
  • Ибн аль-Фарид (Умар ибн Али ибн аль-Фарид, 1181 - 1235 гг.), арабский поэт-суфий, представитель западной ветви суфизма (по прозвищу — «султан аль-ашикин», царь влюблённых).
  • Джалаладдин Руми (Мавлана́ Джалал ад-Ди́н Мухамма́д Руми́, 1207 - 1273 гг.), выдающийся персидский поэт-суфий.
  • Саади (Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази, 1210 -1291 гг.), персидский и таджикский поэт-моралист, представитель практического, житейского суфизма.
  • Хазрат Инайят Хан (1882 - 1927 гг.) — индийский музыкант и философ, суфий, проповедовавший суфизм в западных странах и России, известен своими многочисленными книгами о суфизме, переведёнными на многие языки.

 

Иллюстрации

аль-Ихья Улум ад-дин аль-Газали Список книг Ибн Араби Иллюстрация из книги Джами Картина На могиле Омара Хайяма
аль-Ихья Улум
ад-дин аль-Газали
Список книг Ибн Араби Иллюстрация
из книги Джами
Картина «На могиле
Омара Хайяма»

...