• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ЧМГ 2

Святой Иоанн Крестный (1542 – 1591 гг.)

Juan de la CruzСвятой Иоанн Креста (Хуан де ла Крус или Св. Иоанн Крестный, 1542 - 1591 гг.) — христианский мистик и поэт из Испании.

Юношей будущий светоч вступил в орден кармелитов, желая бескомпромиссного служения Господу. Этот орден основывался на монашеской традиции отшельников горы Кармель в Израиле. Название «Кэрэм Эль» означает «виноградник Божий». Эта гора стала для кармелитов, как и впоследствии для Иоанна, символом духовного восхождения.

Поистине судьбоносным для Иоанна стало знакомство с кармелитской монахиней Терезой Авильской. Вместе с группой других монахов она настаивала на необходимости изменений в ордене, которые могли бы вернуть его к изначальной духовности, утраченной за годы обмирщения. Вскоре благодаря ее участию Иоанном был основан монастырь, монахи которого придерживались правил строжайшего аскетизма. Однако призывы Терезы и Иоанна реформировать орден и вновь поставить духовное над земным вызвали негодование многих других кармелитов, не желавших радикального отказа от мирских благ. И тогда они – называвшие себя христианами и монахами – заточили Иоанна в тюрьму, где ему было суждено перенести пытки и страдания.

Освободившись из заточения, Иоанн решительно продолжает свою деятельность по очищению и обновлению братства кармелитов. Вместе со своими последователями ему удается отделиться от тех, кто не был готов к переосмыслению жизни в духовном ключе, и следовать дальше своим путем возрождения.

Цитаты и труды


Среди произведений Иоанна одно из самых известных – «Восхождение на гору Кармель». В основе его – тема небесного брака Души и Духа. Текст повествует о долгом и сложном пути божественной невесты Души к своему жениху – Христу.

Christ_of_Saint_John_of_the_Cross_by_DaliНо нам бы хотелось постараться понять Иоанна Креста через его поэзию. Ведь проза, как подчеркивал сам мистик, часто являлась лишь комментарием к его стихам, отражающим восхождение Души в его различных этапах.

Из стихотворений Иоанна наиболее значимым считается «Темная ночь души». Иносказательно оно описывает состояние, которое в определенный момент испытывает Душа на своем пути к Богу. Это переходный и неизбежный этап, рубеж, когда Душа уже оставила позади многое ветхое и неистинное, но в Новую Землю она еще не вступила, то есть она еще не стала едина с Богом, не получила еще свои Золотые Брачные Одеяния. Как говорят розенкрейцеры, она еще не завершила процесс трансфигурации – коренного и фундаментального изменения. Ей до него остается совсем немного, и поэтому наступает испытание – темная ночь, которую нужно пройти, не оступившись.  В этом состоянии человек может испытывать страдание и отчаяние, поскольку природа его ломается и решительно обновляется. Это в полной мере ощутил Иоанн, что ясно видно в его поэзии. Считается даже, что главный его труд - «Восхождение на гору Кармель» - лишь комментарий на строки стихотворения «Темная ночь души». Мистик благословляет этот этап, поскольку понимает: за этой ночью его ждет восход Духовного Солнца.

О ночь, нежней рассвета!
О ночь, что провожатой мне служила!
О ночь благая эта,
что с Милым обручила
и в Жениха Невесту облачила!

Проводником на этом пути сквозь ночь для Души будет любовь, которая пылает в сердце и которая «светлее, чем солнце в полдень». Поэтому не стоит бояться ночи Души: божественная любовь проведет ее сквозь все страдания и испытания. Об этой любви написано и в другом стихотворении Иоанна -  «Огонь Живой Любви»:

О счастие ожога!
О раны той отрада!
О ласковой руки прикосновенье -
ты к вечности дорога,
и всех долгов уплата,
и смерть, и смерти в жизнь преображенье!

Преображение смерти в жизнь и есть суть трансфигурации, о которой мы писали выше. Стремление к этому преображению Иоанн вкладывает еще в одно стихотворение, в котором каждая строфа заканчивается строчкой: «смерти до смерти желаю».

Не со мною жизнь моя.
Я без Бога изнываю:
без Него – себя теряю...
Это ль жизнь? Живу ли я?
Сто смертей в себе тая,
жизни истинной я чаю,
смерти дo смерти желаю.

Ясно, что речь не идет о простой неизбежной для всех нас смерти физического тела. Смерть, по которой тоскует мистик – смерть его земной природы, из которой рождается истинная Душа. Что может даровать это рождение свыше? Разумеется, только Бог. Небесный Отец посылает стремящимся к Нему людям Знание – Гнозис. Обновляющий, спасающий, освобождающий Гнозис, с которым не может сравниться ни одно земное знание.

Я очутился в том краю,
вкусив неведенья такого,
что выше знания любого.

Так описывает прикосновение Гнозиса Иоанн в последнем стихотворении, которое мы упомянем. «Неведение» здесь – понимание, что божественная истина недоступна земному сознанию человека. Она открывается сердцу и сердцем вкушается. Гнозис – это знание сердца, очевидное, непосредственное знание, которое одновременно и даруется свыше, и открывается из сердечной глубины.

Объяло истинное знанье
весь мир, Всевышним сотворенный.
Так, в одиночестве, в молчанье,
его узрел я и, плененный,
стал как младенец несмышленый,
коснувшись таинства такого,
что выше знания любого.

Сей пилигрим, по Божьей воле,
сам от себя освободится
и все, что он узнал дотоле,
во прах и пепел обратится.
столь возрастет, что умалится
вдруг до неведенья такого,
что выше знания любого.

Гнозис открывает перед человеком такие духовные горизонты, которые никогда не откроются ему без божественной силы. Поэтому Иоанн призывал своих последователей стремиться к этой силе, к божественному знанию и жить им. Стремление к Гнозису неизбежно повлечет его отклик и прикосновение, дарующее Душе чудесную возможность освобождения.

«В этом состоянии, которое является состоянием предельной любви, – говорил св. Иоанн Креста, – душа подобна кристаллу, чистому и прозрачному, и чем больше света она получает, тем больше концентрирует его в себе. Это постепенное просветление возрастает до такой степени, что наступает такой момент, когда свет концентрируется в душе в таком обилии, что она сама теперь полностью является светом и сама уже неотличима от света, поскольку озарена до пределов возможного и поэтому сама уже подобна лишь свету» (цитата из книги Джона Уайта «Что такое просветление?»).

Мы завершаем наш обзор последними строфами стихотворения о «неведении, что выше знания» и надеемся, что сильная жажда постижения истины приблизит к этому благословенному неведению всех стремящихся.

Его вершина недоступна,
и нет науки, овладевшей
тем высшим знаньем целокупно
иль превзойти его сумевшей.
Но сам себя преодолевший,
вкусит неведенья такого,
превыше став всего земного.

И, коль желаешь ты ответа -
- что тайна высшая скрывает? -
скажу: благое знанье это
суть Божества собой являет.
Нам Божья милость позволяет
вкусить неведенья такого.
что выше знания любого.

 

Переводы стихов: Л. Винарова.

Илл. «Христос Святого Иоанна Креста», Сальвадор Дали, 1950-1952 гг.

Прим. На написание картины Сальвадора Дали вдохновил рисунок, сделанный Святым Иоанном Креста (1542—1591), изобразившим своё экстатическое видение Распятия сверху, как бы глазами Отца. Крест на этом рисунке выступает в качестве моста между Богом-Отцом и смертным миром, изображённым внизу картины. Дали утверждал, что его, как и Иоанна Креста, посетили два экстатических видения, в которых и сформировался замысел этой работы. // подробнее о картине С. Дали «Cristo De San Juan De La Cruz»