Авторская песня | Барды СССР

Авторская, бардовская или самодеятельная?

Авторская песня, бардовская песня или поэтическая песня – песенный жанр, возникший в середине XX века, отличительными особенностями которого являются совмещение в одном лице автора (музыки, текста) и исполнителя, приоритет значимости текста перед музыкой и гитарное сопровождение. Иногда термины «авторская песня» и «бардовская песня» употребляют как синонимы. В 1950 и начале 1960-х годов наиболее употребителен по отношению к жанру был термин «самодеятельная песня» – его применяли и сами авторы. Об этом этапе авторской песни пишет Юрий Визбор в статье «Люди идут по свету» в журнале «Смена» №11 за 1966 год.

Авторская песня в СССР была одной из форм самовыражения «шестидесятников» . Стихи и песни поющих поэтов, таких как Галич, Окуджава, Высоцкий, перепечатывались и распространялись через самиздат, минуя цензуру Гослита. 

 

Фильм «Срочно требуется песня» (1967)

В документальном фильме «Срочно требуется песня», снятом на Ленинградской студии кинохроники в 1967 году, режиссёр Станислав Чаплин исследует причины популярности жанра авторской песни. В фильме участвуют: Владимир ВысоцкийБулат Окуджава, Юлий Ким, Ада Якушева, Юрий Кукин, Борис Полоскин, Георгий Носов, Леонид Энтелис. Пение бардов чередуется с выступлениями участников дискуссии. Музыковед и критик Л.А. Энтелис сказал так: «Ни помогать этому движению, ни мешать не надо. Оно закономерно возникло, закономерно достигнет своего расцвета, и, если в этом будет закономерность, оно увянет, уступив место следующему.»

 

 

Фестивали и клубы самодеятельной песни

В мае 1967 года состоялся первый общемосковский слёт КСП. <...> С 1968 года под Самарой регулярно проводился «Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина» [ grushinfestival.ru ]. Фестиваль проводится в форме туристического слёта, в условиях палаточного лагеря. Главная концертная площадка фестиваля – плавучая сцена в форме гитары. 

Пик популярности пришёлся на конец 1970-х годов – в 1979 году фестиваль посетило 100 тысяч человек; в конце 1990-х и начале 2000-х произошло возобновление интереса к фестивалю, в 2000 году участие приняло 210 тысяч человек. <...> В 1975 году фестиваль был запрещен властями и до 1986 года проходил неофициально.

max_g480_c12_r4x3_pd10

Фото 1974 год. VII фестиваль. На седьмой фестиваль приехали 10 тысяч участников из 54 городов. Лучшей песней фестиваля была названа песня Юрия Визбора и Сергея Никитина «Баллада о Викторе Хара».

 

Фильм «Два часа с бардами» (1987)

 

В документальном фильме «Два часа с бардами» (1987) режиссёра Александра Стефановича звучат голоса советских бардов разных поколений. Два часа зрители проведут с авторской песней. Два часа с бардами – великими и смешными, ироничными и наивными, печальными и веселыми; с теми, кого уже нет, и с теми, кто поет для нас и сейчас. В фильме участвуют Ю. Визбор, Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич, А. Городницкий, А. Розенбаум, А. Дольский, В. Капгер, Ю. Ким, О. Митяев, А. Макаревич и другие.

 

Авторы-исполнители | Барды СССР


 

Юрий Кукин (1932–2011)

yurij_kukin_1.jpg

Кукин Юрий Алексеевич (17.07.1932-07.07.2011). Окончил с отличием Ленинградский институт физкультуры в 1954 году. Песни начал писать с 1948 года сначала для джаза, где играл на барабане, потом для институтских капустников. С 1963 года появились песни, написанные в геологических экспедициях в Горную Шорию, на Камчатку, Дальний Восток, Памир. Лауреат конкурса туристской песни II Всесоюзного похода молодежи в Москве в 1966 году. С 1971 года работал в Ленинградской областной филармонии, с 1979 года – в Ленконцерте, с 1988 года – в ленинградском театре-студии «Бенефис». На фирме «Мелодия» вышли два диска-гиганта (1988, 1990). Участник, член и председатель многих фестивалей авторской песни, различных радио и телевизионных передач, многочисленных концертов. [3]

 

За туманом

Понимаешь, это странно, очень странно,
Но такой уж я законченный чудак:
Я гоняюсь за туманом, за туманом,
И с собою мне не справиться никак.

Люди сосланы делами,
Люди едут за деньгами,
Убегают от обиды, от тоски...
А я еду, а я еду за мечтами,
За туманом и за запахом тайги.

Понимаешь, это просто, очень просто
Для того, кто хоть однажды уходил.
Ты представь, что это остро, очень остро:
Горы, солнце, пихты, песни и дожди.

И пусть полным-полно набиты
Мне в дорогу чемоданы:
Память, грусть, невозвращенные долги...
А я еду, а я еду за туманом,
За мечтами и за запахом тайги.
А я еду, а я еду за туманом,
За мечтами и за запахом тайги.

2 июня 1964
Товарный поезд «Ленинград-Шерегеш»

 

Город

Горы далекие, горы туманные, горы,
И улетающий, и умирающий снег.
Если вы знаете – где-то есть город, город,
Если вы помните – он не для всех, не для всех.
Странные люди заполнили весь этот город:
Мысли у них поперек и слова поперек,
И в разговорах они признают только споры,
И никуда не выходит оттуда дорог.

Вместо домов у людей в этом городе небо,
Руки любимых у них вместо квартир.
Я никогда в этом городе не был, не был,
Я все ищу и никак мне его не найти.
Если им больно – не плачут они, а смеются,
Если им весело – вина хорошие пьют.
Женские волосы, женские волосы вьются,
И неустроенность им заметет уют.

Я иногда проходил через этот город –
Мне бы увидеть, а я его не замечал.
И за молчанием или за разговором
Шел я по городу, выйдя и не повстречав.
Поездом – нет! Поездом мне не доехать.
И самолетом, тем более, не долететь.
Он задрожит миражом, он откликнется эхом.
И я найду, я хочу, и мне надо хотеть.

Конец октября 1964
Шерегеш-Новокузнецк-Ленинград

 

* * *
Говоришь, чтоб остался я,
Чтоб опять не скитался я,
Чтоб восходы с закатами
Наблюдал из окна,
А мне б дороги далекие
И маршруты нелегкие,
Да и песня в дороге мне,
Словно воздух, нужна.

Чтобы жить километрами,
А не квадратными метрами,
Холод, дождь, мошкара, жара –
Не такой уж пустяк!
И чтоб устать от усталости,
А не от собственной старости,
И грустить об оставшихся,
О себе не грустя.

Пусть лесною Венерою
Пихта лапкой по нервам бьет,
Не на выставках – на небе
Наблюдать колера.
И чтоб таежные запахи,
А не комнаты затхлые...
И не жизнь в кабаках – рукав
Прожигать у костра.

А ты твердишь, чтоб остался я,
Чтоб опять не скитался я,
Чтоб восходы с закатами
Наблюдал из окна,
А мне б дороги далекие,
И маршруты нелегкие,
Да и песня в дороге мне,
Словно воздух, нужна!

1964 – начало 1965

 

Виктор Берковский (1932–2005)

берковский 03

Берковский Виктор Семенович (13.07.1932 – 22.07.2005) – автор музыки (композитор), режиссер концертов и других мероприятий, один из руководителей проекта «Песни нашего века» (1999). Окончил Московский институт стали и сплавов (1955) и аспирантуру, металлург. Первые песни сочинил в 1957-1958 годах. [3]

 

  • Песню «Ну что с того, что я там был...» (муз. В. Берковского, ст. Ю. Левитанского) исполняют В. Берковский и Д. Богданов – фрагмент телепрограммы «Гнездо глухаря» на канале «Телеэкспо» (07.04.1996).

 

Его перу принадлежит более 200 песен, наиболее известные: «Гренада» (стихи М. Светлова), «Ну что с того, что я там был» (стихи Ю. Левитанского), «Сороковые роковые», «Выезд» (стихи Д. Самойлова), «Лошади в океане» (стихи Б. Слуцкого), «Вспомните, ребята!», «Альма-матер» (стихи Д. Сухарева), «На далёкой Амазонке» (музыка совместно с М. Синельниковым, стихи Р. Киплинга в пер. С. Маршака), «Черешневый кларнет» (стихи Б. Окуджавы), «Под музыку Вивальди» (музыка совместно с С. Никитиным, стихи А. Величанского) и др. [ www.vberkovsky.ru ]

 

  • «Фильм памяти...» Виктора Берковского. 

 

* * *
Ну что с того, что я там был.
Я был давно. Я все забыл.
Не помню дней. Не помню дат.
Ни тех форсированных рек.
 
(Я неопознанный солдат.
Я рядовой. Я имярек.
Я меткой пули недолет.
Я лед кровавый в январе.
Я прочно впаян в этот лед —
я в нем, как мушка в янтаре.)
 
Но что с того, что я там был.
Я все избыл. Я все забыл.
Не помню дат. Не помню дней.
Названий вспомнить не могу.
 
(Я топот загнанных коней.
Я хриплый окрик на бегу.
Я миг непрожитого дня.
Я бой на дальнем рубеже.
Я пламя Вечного огня
и пламя гильзы в блиндаже.)
 
Но что с того, что я там был,
в том грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл.
Я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне —
она участвует во мне.
И отблеск Вечного огня
дрожит на скулах у меня.
 
(Уже меня не исключить
из этих лет, из той войны.
Уже меня не излечить
от той зимы, от тех снегов.
И с той землей, и с той зимой
уже меня не разлучить,
до тех снегов, где вам уже
моих следов не различить.)
 
Но что с того, что я там был!..
 
сл. Ю.Левитанского

 

* * *
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже, как умею.
Ни к кому претензий не имею:
Каждый выбирает для себя.

сл. Ю.Левитанского

 

Александр Городницкий (20.03.33)

  Городницкий 02

Городницкий Александр Моисеевич (род. 20.03.1933) – геолог и океанолог, но и писатель, бард и поэт. Член Союза писателей СССР (1972). Пережил блокаду. В 1951 году окончил с золотой медалью среднюю школу и поступил на геофизический факультет Ленинградского горного института имени Г.В. Плеханова. Участвовал более чем в 20 рейсах научно-исследовательских судов в различные районы Мирового океана. Был на Северном полюсе и в Антарктиде. Неоднократно участвовал в погружениях на обитаемых подводных аппаратах, принимал участие в поисках Атлантиды. Стихи Александр начал писать еще в школе (1947) и первые его поэтические публикации датируются 1948 годом, а песни – в первых экспедициях (1954). Лауреат конкурса туристской песни 1-го Всесоюзного похода молодежи в Бресте в 1965 г., 1-го Всесоюзного конкурса на лучшую туристскую песню в 1966 г. и других. Член и председатель жюри огромного количества фестивалей авторской песни. Его знаменитая песня "Атланты" в 1966 году заняла первое место на Всесоюзном песенном конкурсе и стала легендой для миллионов поклонников авторской песни. [ gorodnitsky.com ]

 

Атланты

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.

Держать его, махину –
Не мёд со стороны.
Напряжены их спины,
Колени сведены.
Их тяжкая работа
Важней иных работ:
Из них ослабни кто-то –
И небо упадёт.

Во тьме заплачут вдовы,
Повыгорят поля,
И встанет гриб лиловый,
И кончится Земля.
А небо год от года
Всё давит тяжелей,
Дрожит оно от гуда
Ракетных кораблей.

Стоят они, ребята,
Точёные тела, –
Поставлены когда-то,
А смена не пришла.
Их свет дневной не радует,
Им ночью не до сна.
Их красоту снарядами
Уродует война.

Стоят они, навеки
Уперши лбы в беду,
Не боги – человеки,
Привычные к труду.
И жить ещё надежде
До той поры, пока
Атланты небо держат
На каменных руках.

1963

 

 

Евгений Клячкин (1934-1994)

клячкин_02  

Клячкин Евгений Исаакович  (23.03.1934 – 30.07.1994). В войну воспитывался в детдоме. Окончил Ленинградский инженерно-строительный институт (1957). Работал инженером-проектировщиком в строительных организациях Ленинграда, затем – в ленинградском отделении Худфонда. Песни начал писать с 1961 года сначала на стихи других поэтов (первая – «Туман» на стихи К. Кузьминского), затем преимущественно на собственные. Играл на семиструнной гитаре. Два года посещал семинар по работе с самодеятельными композиторами при Ленинградском отделении Союза композиторов СССР. Лауреат конкурса туристской песни I Всесоюзного похода молодежи в Бресте в 1965 году, Всесоюзного конкурса на лучшую туристскую песню в 1968 года. Член и председатель жюри многих фестивалей. Выступал от Ленконцерта и Росконцерта. Три диска-гиганта на фирме «Мелодия»: 1987 год – песни на свои стихи, 1990 год – на стихи Иосифа Бродского, 1995 год – концертный. [3]

 

* * *
Ботиночки дырявые,
От сырости дрожу
И пальцами корявыми
Узоры вывожу
О-о-о-ох! да на асфальте.

Тихонько дождик сыплется
За шиворот ко мне,
Троллейбус не торопится,
А капли на спине
О-о-о-ох! уже согрелись.

Я сам себя баюкаю –
"Хорошенький ты мой,
Нельзя же все с наукою,
Шагал бы ты домой
О-о-о-ох! с одной из этих"

Но с этой не получится,
А дома есть обед.
Но дома нет попутчицы,
А здесь обеда нет.
О-о-о-ох! как надоело!
Ох! пришел троллейбус.

21 сентября 1963

 

  • Юбилейный концерт Евгения Клячкина в клубе "Восток" (22.03.1994) из 28 песен.

 

* * *
Не гляди назад, не гляди –
Просто имена переставь.
Спят в твоих глазах, спят дожди, –
Ты не для меня их оставь.
Перевесь подальше ключи,
Адрес поменяй, поменяй!
А теперь подольше молчи –
Это для меня.

Мне-то все равно, все равно,
Я уговорю сам себя,
Будто все за нас решено,
Будто все ворует судьба.
Только ты не веришь в судьбу,
Значит, просто, выбрось ключи.
Я к тебе в окошко войду...
А теперь молчи.

Не пойду искать я ключи, –
Пусть они лежат на земле.
Их найдет какой-то другой,
Сердце он остудит в тебе.
Перевесь подальше ключи,
Адрес поменяй, поменяй!
А теперь подольше молчи –
Это для меня.

29 сентября 1963
(слова М. Зива)

 

Ада Якушева (1934–2012)

якушева_01

Якушева Ада Адамовна (24.01.1934 - 06.10.2012). В 1952 году поступила в Московский педагогический государственный институт им. В.И. Ленина, который в  50-е - 60-е годы был одним из главных центров авторской песни в СССР. Вместе с ней учились Юрий Визбор, Юлий Ким и др. В 1954 году Ада стала писать стихи и песни (самая первая – «В институте под сводами лестниц...»). В 1958 году вышла замуж за Юрия Визбора. С 1966 по 1968 год работала редактором на радиостанции «Юность», где вела передачу «Здравствуй, товарищ». Член Союза журналистов России. На фирме «Мелодия» вышла ее пластинка, изданы три книги Ады Якушевой – «Если бы ты знал», «Песня – любовь моя» и «Три жены тому назад. История одной переписки». [3]

* * *
Вечер бродит по лесным дорожкам.
Ты ведь, вроде любишь вечера.
Подожди тогда еще немножко,
Посидим с товарищами у костра.

Вслед за песней позовут ребята
В неизвестные ещё края.
И тогда над крыльями заката
Вспыхнет яркой звёздочкой мечта моя.

Вижу целый мир в глазах тревожных
В этот час на берегу крутом,
Не смотри ты так неосторожно –
Я могу подумать что-нибудь не то.

Вечер бродит по лесным дорожкам.
Ты ведь, вроде любишь вечера.
Подожди тогда еще немножко,
Посидим с товарищами у костра.

 

* * *

Ты – мое дыхание,
Утро мое ты раннее,
Ты и солнце жгучее,
И дожди.
Всю себя измучаю,
Стану я самой лучшею.
По такому случаю
Ты подожди!
По такому случаю
Ты подожди!

Подожди, себя тая,
Самой красивой стану я,
Стану самой умною
И большой.
Столько лет все думаю:
«Как бы поймать звезду мою?»
А звезда – рюкзак за плечи
И пошел.
А звезда – рюкзак за плечи
И пошел.

Ты моя мелодия,
Ты - вроде, ты и вроде, я.
Мой маяк у вечности
На краю.
Спросят люди вновь еще:
«Ну, как ты к нему относишься?»
Я тогда им эту песню
Пропою.
Я тогда им эту песню
Пропою.

Что
Ты – мое дыхание,
Утро мое ты раннее,
Ты и солнце жгучее,
И дожди.
Всю себя измучаю,
Стану я самой лучшею.
По такому случаю
Ты подожди!
По такому случаю
Ты подожди!

 

Юрий Визбор (19341984)

1934_yu_vizbor_2.jpg

Домбайский вальс

Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой,
Месяц кончается март, скоро нам ехать домой.
Здравствуйте, хмурые дни, горное солнце, прощай,
Мы навсегда сохраним в сердце своем этот край.

Нас провожает с тобой гордый красавец Эрцог,
Нас ожидает с тобой марево дальних дорог.
Вот и окончился круг, помни, надейся, скучай!
Снежные флаги разлук вывесил старый Домбай.

Что ж ты стоишь на тропе, что ж ты не хочешь идти?
Нам надо песню допеть, нам надо меньше грустить.
Снизу кричат поезда, правда, кончается март,
Ранняя всходит звезда, где-то лавины шумят.

19 апреля 1961
Альплагерь «Алибек»

 

* * *
Ты у меня одна,
Словно в ночи луна,
Словно в году весна,
Словно в степи сосна.
Нету другой такой
Ни за какой рекой,
Нет за туманами,
Дальними странами.

В инее провода,
В сумерках города.
Вот и взошла звезда,
Чтобы светить всегда,
Чтобы гореть в метель,
Чтобы стелить постель,
Чтобы качать всю ночь
У колыбели дочь.

Вот поворот какой
Делается с рекой.
Можешь отнять покой,
Можешь махнуть рукой,
Можешь отдать долги,
Можешь любить других,
Можешь совсем уйти,
Только свети, свети!

1964

 

 

  • Фрагмент из фильма «Июльский дождь» М. Хуциева (1966) вошел в передачу «Не верь разлукам, старина» (1987), посвященную творчеству Ю. Визбора.

 

Милая моя

Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.
Тих и печален ручей у янтарной сосны.
Пеплом несмелым подернулись угли костра.
Вот и окончилось все – расставаться пора.

Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?

Крылья сложили палатки – их кончен полет.
Крылья расправил искатель разлук – самолет,
И потихонечку пятится трап от крыла –
Вот уж, действительно, пропасть меж нами легла.

Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?

Не утешайте меня, мне слова не нужны,
Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны –
Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня,
Вдруг у огня ожидают, представьте, меня!

Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?

12 июля 1973

 

Юлий Ким (23.12.36)

ким 01

Ким Юлий Черсанович (род. 23.12.1936). Песни пишет с 1956 г. на свои стихи. Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института (1959). В 1968 оставил педагогическую деятельность и профессионально занимается сочинением пьес и песен для театра и кино. Член Союза кинематографистов (1987), Союза писателей (1991). Лауреат Государственной премии имени Булата Окуджавы (2000). Часть песен написана совместно с композиторами Ген. Гладковым, В. Дашкевичем, А. Рыбниковым. Песни Юлия Кима прозвучали в 50 фильмах, в том числе: "Бумбараш", "Обыкновенное чудо", "Человек с бульвара Капуцинов" и др.  

 

Песня старого пирата

На синем океане
Летит мой черный бриг:
Бристоль, Марсель, Кейптаун,
Торонто...
Сто три меридиана
Проткнул его бушприт,
И все без капремонта.

Английской королевы
За мной гонялся флот,
Сидел я и в остроге,
И в яме,
Меня среди Женевы
Ждал личный эшафот, –
И вот я здесь, я с вами!

Припев:
Через глаз - повязка,
Через череп - шрам...
Это не жизнь, а сказка,
Доложу я вам!
Добычу при победе
Мы делим пополам,
И только малютку леди,
И только малютку леди,
И только малютку леди
Я выбираю сам!

Пиастры и дублоны
Мне ветер пригонял:
Борт в борт, о шпагу шпага –
И к черту!
Зато в ответ мильоны
Я на ветер швырял, –
Мы с ветром схожи в чем-то.

Купец помрет за деньги,
Попа удушит жир,
Солдат помрет за чью-то
Корону,
А я помру на стеньге
За то, что слишком жил,
И все не по закону!

Припев.

1964

 

* * *
Как за меня матушка все просила Бога,
Все поклоны била, целовала крест,
А сыночку выпала дальняя дорога,
Хлопоты бубновые пиковый интерес.

Журавль по небу летит, корабль по морю идет,
А что меня куда влечет по белу свету,
И где награда на меня, и где засада на меня -
Гуляй, солдатик, ищи ответа.
Журавль по небу летит...

Ой, куда мне детться, дайте оглядеться,
Впереди застава, сзади - западня.
Белые, зеленные, золотопогонные,
А голова у всех одна, как и у меня.

Где я только не был, чего я не отведал,
Березовую кашу, крапиву, лебеду.
Вот только на небе я ни разу не обедал,
Господи, прости меня, я с этим обожду.

 

  • Песня "Журавль по небу летит..." (Владимир Дашкевич - Юлий Ким; поёт Александр Хочинский) из фильма "Бумбараш" (1971).

 

* * *
Куда ты скачешь мальчик, кой черт тебя несет.
И мерин твой хромает, и ты уже не тот.
Да что за беда, да что за беда, да что за беда ей богу.
Поеду понемногу, авось  да повезет.

Куда ты скачешь мальчик, темно уже в лесу.
Там бродят носороги с рогами на носу.
Да что за беда, да что за беда, да что за беда ей богу.
Поеду понемногу, хоть кости растрясу.

Чего ты ищешь, мальчик, каких таких забав?
Цветочки все увяли, а травку съел жираф,
Да что за беда, да что за беда, да что за беда ей богу.
Поеду понемногу, хотя во всем ты прав, а я неправ.

Куда ты скачешь. мальчик, куда ты держишь путь?
Всю жизнь ты то и дело скакал, а толку чуть.
Да что за беда, да что за беда, да что за беда ей богу.
Поеду понемногу, куда? Куда нибудь.

  • "Короли и капуста" (1978)

 

  • Фильм "Короли и капуста" (1978) режиссёра Николая Рашеева по мотивам одноимённого романа О`Генри.

 

 

Александр Дольский (7.06.38)

дольский_02          

Окончил строительный факультет Уральского политехнического института в 1963 году, аспирантуру на инженерно-экономическом факультете и музыкальное училище по классу гитары (1963). В 50-е годы стал лауреатом первого послевоенного конкурса артистов эстрады как гитарист (2-е место). В 1975 году переехал в Ленинград. Работал в НИИ градостроительства, с осени 1979 года был актёром Ленинградского театра миниатюр, через год стал солистом эстрады. Победитель 6-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Песни начал писать ещё в школе (с 1949 года) на свои стихи. [3]

 

* * *
Мне звезда упала на ладошку.
Я ее спросил - Откуда ты?
- Дайте мне передохнуть немножко,
я с такой летела высоты.

А потом добавила сверкая,
словно колокольчик прозвенел:
- Не смотрите, что невелика я...
Может быть великим мой удел.

Вам необходимо только вспомнить,
что для Вас важней всего на свете.
Я могу желание исполнить,
путь неблизкий завершая этим.

Знаю я, что мне необходимо,
мне не нужно долго вспоминать.
Я хочу любить и быть любимым,
я хочу, чтоб не болела мать,

чтоб на нашей горестной планете
только звезды падали с небес,
были все доверчивы, как дети,
и любили дождь, цветы и лес,

чтоб траву, как встарь, косой косили,
каждый день летали до Луны,
чтобы женщин на руках носили,
не было болезней и войны,

чтобы дружба не была обузой,
чтобы верность в тягость не была,
чтобы старость не тяжелым грузом -
мудростью бы на сердце легла.

Чтобы у костра пропахнув дымом
эту песню тихо напевать...
А еще хочу я быть любимым
и хочу, чтоб не болела мать.

Говорил я долго, но напрасно.
Долго, слишком долго говорил...
Не ответив мне звезда погасла,
было у нее немного сил.

1962

 

ЛЕНИНГРАДСКИЕ АКВАРЕЛИ

Контуры чисты, блики негусты,
крыши и мосты, арки...
Сонны берега, призрачна река,
замерли пока парки.
Тихо проплыло тяжкое крыло,
светлое чело или
в выси ветровой мальчик над Невой,
ангел вестовой на шпиле.
Мимо Спаса, мимо Думы
я бреду путем знакомым,
мимо всадников угрюмых,
к бастиону Трубецкому.
Вдохновенья старых зодчих,
Петербурга привиденья,
дразнят память белой ночью
и влекут в свои владенья.
Грани берегов, ритмы облаков
в легкости штрихов застыли,
и воды слюда раздвоит всегда
лодки и суда на штиле.
Все без перемен - кадмий старых стен
и колодцев плен лиловый,
эхо и лучи множатся в ночи,
как орган звучит слово.
Розоватый дождь в апреле,
разноцветные соборы,
зимы в синей акварели,
в охре осени узоры.
Кто-то кистью, кто-то мыслью
измерял фарватер Леты,
кто-то честью, кто-то жизнью
расплатился за сюжеты.

1976

 
 
  • фильм-концерт "Ленинградские акварели" (Лентелефильм, 1983)

 

* * *
От прощанья до прощанья
возвращение одно,
частых писем обещанья,
позабытые давно.
Мы играем, словно дети,
в провожанье вновь и вновь...
Разделилось все на свете
на любовь и нелюбовь.

Много ветра, снегу много,
Неоглядна эта даль,-
бесконечная дорога,
быстротечная печаль,
Улыбнись мне на прощанье-
слышишь поезда гобой?
Я уеду не с вещами,
я уеду сам с собой!

Все, что в шутку ты сказала,
буду помнить я всерьез.
Видят старые вокзалы
слишком много новых слез.
Принимай судьбу отрадно,
не ищи других причин -
разделились беспощадно
мы на женщин и мужчин.

Кто-то уйдет,
кто-то вернется,
кто-то простит,
кто-то осудит..,
меньше всего
любви достается
нашим самым
любимым людям.

1964

 

Валерий Канер (1940–1999)

канер_01

Канер Валерий Викторович (07.09.1940 – 22.06.1999). Окончил физфак Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1964). Доктор физико-математических наук. Писал стихи, а песни начал сочинять в 1959 году, когда с первым студенческим стройотрядом выезжал на целину. Много лет был душой сатиро-юмористического коллектива «ДУЭТ» («Дом ученых – Эстрадный театр») при Московском доме ученых. Участник пеших и водных походов по Карелии, Прибалтике, Дальнему Востоку и Сахалину. Вышли две книги стихов и песен: «Сто стихов» (М.: Интерпринт, 1995), «Недопетый звук» (М.: Аргус, 1996). [3]

* * *
А все кончается, кончается, кончается,
Едва качаются перрон и фонари.
Глаза прощаются, надолго изучаются –
И так все ясно - слов не говори!

А голова моя полна бессонницей,
Полна тревоги голова моя.
И как расти не может дерево без солнца,
Так не могу я жить без вас, друзья!

Спасибо вам - не подвели, не дрогнули,
И каждый был открыт таким, как был...
Ах, дни короткие за сердце тронули –
Спасибо вам, прощайте до Курил!

Мы по любимым разбредемся и по улицам,
Наденем фраки и закружимся в судьбе –
А если сердце заболит, простудится,
Искать лекарства будем не в себе.

Мы будем гнуться, но, наверно, не загнемся,
Не заржавеют в ножнах скрытые клинки,
И мы когда-нибудь, куда-нибудь вернемся,
И будем снова с вами - просто мужики...

А все кончается, кончается, кончается,
Едва качаются перрон и фонари.
Глаза прощаются, надолго изучаются –
И так все ясно - слов не говори!

1968

 

  • Песня В. Канера "А всё кончается" в исполнении ансамбля бардов. Видео содержит фото и документальные съемки, передающие дух и атмосферу того удивительного времени.

 

 

Сергей (8.03.44) и Татьяна (31.12.45) Никитины 

1944_nikitiny_3.jpg

– Что для вас важнее в песне слова или музыка? 
– Это все равно, что спросить, кого больше любишь маму или папу. Все что мы делаем, можно назвать поэтической песней. Мы пытаемся создать музыкальные «переводы» стихов любимых поэтов. Для этого мы используем все средства, что в нашем распоряжении – мелодию, которую я придумываю, гитарный аккомпанемент, аранжировку, исполнение. В результате все это сливается в единое целое. // Интервью с Сергеем Никитиным 

 

Маленький трубач
(стихи Сергея Крылова, музыка С. Никитина)

Кругом война, а этот маленький...
Над ним смеялись все врачи –
Куда такой годится маленький,
Ну, разве только в трубачи?
А что ему? - Все нипочем:
Ну, трубачом, так трубачом!

Как хорошо, не надо кланяться –
Свистят все пули над тобой.
Везде пройдет, но не расстанется
С своей начищенной трубой.
А почему? Да потому,
Что так положено ему.

Но как-то раз в дожди осенние
В чужой стране, в чужом краю
Полк оказался в окружении,
И командир погиб в бою.
Ну, как же быть? Ах, как же быть?
Ну, что, трубач, тебе трубить?

И встал трубач в дыму и пламени,
К губам трубу свою прижал –
И за трубой весь полк израненный
Запел "Интернационал".
И полк пошел за трубачом –
Обыкновенным трубачом.

Солдат, солдат, нам не положено,
Но, верно, что там - плачь, не плачь –
В чужой степи, в траве некошеной
Остался маленький трубач.
А он, ведь он - все дело в чем! –
Был настоящим трубачом.

1963

 

РИО-РИТА
(стихи  Г. Шпаликова, музыка С. Никитина)

Городок провинциальный,
Летняя жара.
На площадке танцевальной
Музыка с утра.
Рио-рита,  рио-рита,
Вертится фокстрот.
На площадке танцевальной
Сорок первый год.

Ничего, что немцы в Польше,
Но сильна страна:
Через месяц – и не больше –
Кончится война.
Рио-рита,  рио-рита,
Вертится фокстрот.
На площадке танцевальной
Сорок первый год.

Городок провинциальный,
Летняя жара.
На площадке танцевальной
Музыка с утра.
Рио-рита,  рио-рита,
Соло на трубе,
Шевелюра не обрита,
Ноги при себе.

Ничего, что немцы в Польше,
Но сильна страна,
Через месяц – и не больше –
Кончится война.
Рио-рита,  рио-рита,
Вертится фокстрот.
На площадке танцевальной
Сорок первый год.

1981

 

Ты и я. Татьяна и Сергей Никитины (1980)

  • «Ты и я. Татьяна и Сергей Никитины» (1980). Режиссер Е. Макаров. Лентелефильм, СССР.

В фильме звучат песни и романсы в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных: «Под музыку Вивальди» (А. Величанский – С. Никитин, В.Берковский); «К чему мы перешли на «Ты» (Б. Окуджава); «Снег идет» (Б.Пастернак – С. Никитин); «Путеводная звезда» (Ю.Мориц – С. Никитин).

 

Вадим Егоров (7.05.47)

1947_v_egorov_2.jpg

Егоров Вадим Владимирович (род. 07.05.1947) считается одним из классиков жанра авторской песни. Окончил Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина (1969). Кандидат психологических наук (1976). Окончил детскую музыкальную школу по классу скрипки. Играет на рояле и 6-струнной гитаре. Стихи пишет с 1961 года, песни – с 1963 года на свои стихи. Член Союза писателей Москвы. Вышли 4 виниловые пластинки, 8 компакт дисков, 7 книг стихов и песен. [3]

* * *
Друзья уходят как-то невзначай,
Друзья уходят в прошлое, как в замять.
И мы смеемся с новыми друзьями,
А старых вспоминаем по ночам,
А старых вспоминаем по ночам.

А мы во сне зовем их, как в бреду,
Асфальты топчем юны и упруги,
И на прощанье стискиваем руки,
И руки обещают нам: "Приду".
И руки обещают нам: "Приду".

Они врастают, тают в синеву,
А мы во сне так верим им, так верим,
Но наяву распахнутые двери
И боль утраты тоже наяву.
И гарь утраты тоже наяву.

Но не прервать связующую нить.
Она дрожит во мне и не сдается.
Друзья уходят - кто же остается?
Друзья уходят - кем их заменить?
Друзья уходят - кем их заменить?..

...Друзья уходят как-то невзначай,
друзья уходят в прошлое, как в замять,
И мы смеемся с новыми друзьями,
А старых вспоминаем по ночам,
А старых вспоминаем по ночам.

2 мая 1966 – 11 июня 1972

 

 

Облака
Памяти школьников выпуска 1941 года

Над землёй бушуют травы,
облака плывут, как павы.
А одно, вон то, что справа, –
это я..., это я..., это я...
И мне не надо славы.

Ничего уже не надо
мне и тем, плывущим рядом.
Нам бы жить - и вся награда.
Нам бы жить, нам бы жить, нам бы жить –
а мы плывём по небу.

Эта боль не убывает.
Где же ты, вода живая?
Ах, зачем война бывает,
ах, зачем, ах, зачем, ах, зачем,
зачем нас убивают?

А дымок над отчей крышей
всё бледней, бледней и выше.
Мама, мама, ты услышишь
голос мой, голос мой, голос мой –
всё дальше он и тише...

Мимо слёз, улыбок мимо
облака плывут над миром.
Войско их не поредело, –
облака, облака, облака...
И нету им предела!

18 июня 1976

 

Владимир Ланцберг (1848-2005)

v_lancberg_1.jpg

Ланцберг Владимир Исаакович (22.06.1948 - 29.09.2005). Окончил Саратовский политехнический институт (1971). Работал инженером-механиком в конструкторском бюро. Основатель слетов «Костры», конкурсов–мастерских «Второй канал», детского бард-лагеря «Летучая детская поющая республика», руководитель творческих мастерских на грушинских фестивалях, в том числе детских. Стихи начал писать еще в младенческом возрасте, песни в первом классе школы. Лауреат многих фестивалей самодеятельной песни, в том числе четырежды Грушинского. Вышли аудиокассеты, компакт-диски и книги стихов и песен. [3]

 

* * *
А зря никто не верил в чудеса.
И вот однажды, летним утром ранним
Над океаном алые взметнулись паруса
И скрипка разнеслась над океаном.

Не три глаза - ведь это же не сон,
И алый парус, правда, гордо реет
Над бухтой, где отважный Грей нашел свою Ассоль.
В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.

А в бухте корабли из разных стран
Тянули к небу мачты, словно руки
И в кубрике на каждом одинокий капитан
Сидел, вздыхал и думал о подруге

С любимым легче море бороздить
И соль морскую есть, что нам досталась.
А без любви на свете невозможно было б жить,
И серым стал бы даже алый парус.

 

Перевал

Не спеши трубить отбой,
ты ж дорогу до конца не прошагал,
и уходит из-под ног в небосвод голубой
самый трудный, самый главный перевал.
и уходит из-под ног в небосвод голубой
самый трудный, самый главный перевал.

Ты часы остановил,
испугался неизбежности такой,
и тому, в ком сердце льва, кто с отвагой в крови
первый шаг бывает сделать нелегко
и тому, в ком сердце льва, кто с отвагой в крови
первый шаг бывает сделать нелегко

Так не смей трубить отбой,
ты ж дорогу до конца не прошагал,
и уходит из-под ног в небосвод голубой
самый трудный, самый главный перевал.
и уходит из-под ног в небосвод голубой
самый трудный, самый главный перевал.
Перевал...

 

* * *
Пора в дорогу, старина, подъем пропет,
Ведь ты же сам мечтал услышать, старина,
Как на заре стучатся волны в парапет,
И чуть звенит бакштаг, как первая струна.

Дожди размоют отпечатки наших кед,
Загородит дорогу горная стена,
Но мы дойдем, и грянут волны в парапет,
И зазвенит бакштаг как первая струна.

Послушай, парень, ты берешь ненужный груз,
Ты слишком долго с ней прощался у дверей,
Чужими делает людей слепая грусть,
И повернуть обратно хочется скорей.

Пойми, старик, ты безразличен ей давно,
Пойми, старик, она прощалась не с тобой,
Пойми, старик, ей абсолютно все равно,
Что шум приемника, что утренний прибой.

А если трудно разом все перевернуть,
Давай поделим пополам твою печаль,
Я сам когда-то в первый раз пускался в путь,
И все прощался и не мог сказать "прощай".

У что ж, идем, уже кончается рассвет,
Ведь ты же сам мечтал увидеть, старина,
Как на заре стучатся волны в парапет,
И чуть звенит бакштаг, как первая струна.

 

Вероника Долина (2.01.1956)

dolina_01.jpg

Долина Вероника Аркадьевна (род. 02.01.1956). Окончила Московский Государственный педагогический институт им. Ленина (1979). Преподаватель французского языка. Работала в библиотеке, 2 года – в редакции физического журнала. Окончила музыкальную школу. Играет на 6-струнной гитаре. Песни пишет с 1971 г. преимущественно на свои стихи. Член Комитета московских драматургов (1987). В 1986 году, спустя десять лет после первых публичных появлений на сцене, после множества журнальных публикаций стихов выходит первый диск, вскоре – второй, тиражом более миллиона. В 1987 году выходит и первый сборник стихов (в Париже). В 1989 году фирма «Мелодия» издала, еще в разделе «Классическая музыка», первый компакт-диск Вероники Долиной «Элитарные штучки». [ veronikadolina.ru

 

Романс

Не всё же мне девчонкой быть
Изменчивой и скверной!
Позвольте мне Вас полюбить,
Позвольте быть Вам верной!
        Я знаю, как я поступлю, –
        Толкуйте, как причуду :
        Позвольте, я Вас полюблю,
        Позвольте, я Вас полюблю,
        Позвольте, верной буду.

О, наше женское житьё -
Забавнейшая штука.
Мужей питьё, детей нытьё –
Наука нам, наука!
        Но как мне хочется унять
        Свой голос музыкальный...
        Позвольте Вам не изменять,
        Позвольте к Вам не применять
        Сей меры радикальной.

Не стану Вас обременять
Любовию чрезмерной.
Позвольте Вам не изменять,
Позвольте быть Вам верной.
        Мы будем жить и не тужить
        Уж до ста лет, наверно.
        Позвольте только с Вами жить,
        Позвольте только с Вами жить,
        Позвольте быть Вам верной!

1978

 

Мой дом летает

Мне что-то стало трудно дышать,
Что-то со мною нужно решать:
То ли это болезнь суеты,
То ли это боязнь высоты.
О, друзья мои, дышащие легко!
Почему вы всё время так далеко?
Если мог чей-то дом над землёй парить,
Почему моему это не повторить?

Никто не знает, что мой дом летает,
В нём орущие дети и плачущий пёс.
Никто не знает, что мой дом летает...
О, только бы ветер далеко не унёс!

Значительно легче стало дышать –
Вот и всё, что нужно было решать.
А всё-таки чем-то таким грешу,
Что не поддаётся карандашу.
О, друзья мои, дышащие легко!
Почему вы всё время так далеко?
Даже здесь, в этой области неземной,
Вы опять не рядом со мной!

Никто не знает, что мой дом летает,
В нём орущие дети и плачущий пёс.
Никто не знает, что мой дом летает...
О, только бы ветер далеко не унёс!

Вот так я пела, а ты кивал,
А ветер нас относил в океан.
Но, как бы ты ни был самолюбив, –
Я не из породы самоубийц.
О, друзья мои, дышащие легко!
Вы опять далеко.
Даже если отважусь я на прыжок –
Кто постелет внизу лужок?

Никто не знает, что мой дом летает,
В нём орущие дети и плачущий пёс.
Никто не знает, что мой дом летает...
О, только бы ветер, ветер, ветер, ветер...

 

 

Олег Митяев (19.02.56)

митяев 4

Олег Митяев родился (род. 19.02.1956). Окончил Челябинский монтажный техникум (1975). Несколько лет был артистом Челябинской филармонии. Окончил Российскую академию театрального искусства. Песни пишет с 1980 на свои стихи. Участник, член и председатель многих фестивалей авторской песни, различных радио и телевизионных передач, многочисленных концертов. Лауреат национальной премии «Овация», заслуженный артист России. Снялся в нескольких фильмах: «Два часа с бардами», «Игра с неизвестным», «Сафари номер шесть» и «Убийца». Один из основателей первой народной премии «Светлое прошлое» (вручается с 2004 года) в виде статуэтки «Кентавр с цветком в груди» скульптора Эрнста Неизвестного. [3]

* * *
Изгиб гитары желтый ты обнимешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
Качнется купол неба, большой и звездно-снежный
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.
Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка, улыбнись!
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,
Чьи имена, как раны, на сердце запеклись,
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Изгиб гитары желтый ты обнимешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
Качнется купол неба, большой и звездно-снежный... 
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

* Неофициальный гимн движения авторской песни в советском союзе. Песня была написана и впервые исполнена Олегом Митяевым в 1978 году на Ильменском фестивале.

 

Концерт авторской песни онлайн (Мытищи, 2003)

Первая прямая трансляция концерта авторской песни в ЦДК города Мытищи осуществлялась по сети интернет с использованием одновременно двух каналов. По одному каналу шла трансляция от видеопульта с 4 видеокамерами (три в зале и одна на сцене), а по второму каналу зрители общались с уже выступившими авторами-исполнителями. Участниками этой прямой трансляции были: Александр Городницкий, Вадим Егоров, Дмитрий Земский, Александр Косенков, Алена Косенкова, Юрий Кукин, Леонид Марголин, Александр Марченко, Александр Мирзаян, Олег Митяев, Сергей Никитин, Александр Суханов и Галина Хомчик.

 

Список источников и литературы


1. Поэзия шестидесятников - раздел на сайте Человек. Мир. Гнозис 
2. Официальный сайт грушинского фестиваля - grushinfestival.ru
3. Биографии и тексты песен бардов с сайта bards.ru
 
Адрес:
mir-gnozis.ru |
сайт о духовном пути
Яндекс.Метрика ; Рейтинг@Mail.ru